Телевидение > Питер > Пятый канал:

ИНФОРМ-ТВ: ГЕРОИ ПЕРВОЙ ПЯТИЛЕТКИ
КТО В ИНФОРМАЦИОННОМ ПОЛЕ ВОИН

С руководителями и, во многом, родителями нынешнего ИНФОРМ-ТВ - Татьяной Мартыненко и Анатолием Ильиным мы встретились по дежурному поводу - в честь 5-летия программы, но разговор у нас получился совсем не юбилейный, а деловой и будничный, что никак не снизило его актуальности: про телевидение сегодня хотят знать решительно все и абсолютно все. Особенно если речь идет о таком камне преткновения, коим во всех околотелевизионных разборках давно уже стало информационное вещание. Цепочка новостных программ на всех без исключения каналах - от самого расстоличного до вполне захолустного (имеется в виду только его география) - играет роль своеобразного "шампура", на котором держится вся сетка вещания. И во многом от того, насколько правильно и грамотно сконструирован этот самый шампур, зависит "съедобность" суточного телеэфира. Не хочется ради круглой даты сыпать цифрами и уходить с головой в анализ местной проблематики информационного вещания, куда проще дать слово тем, кого телезритель обычно не видит и не слышит. Ведь телевидение, безусловно, оставаясь плодом коллективного творчества, очень часто бывает похожим на тех, кто им в данный отрезок времени "рулит".

МАТЬ-КОМАНДИРША

Татьяна Мартыненко, прежде чем стать у кормила боевого корабля под названием ИНФОРМ-ТВ, прошла все ступеньки, которые обычно и приводят журналиста в руководители: успела поработать и в газете, и на радио. Их специфика все-таки коренным образом отличается от телевизионной, так что для освоения новых профессиональных пространств прежние навыки приходилось порой просто перечеркивать - чтобы не мешали. При всей несомненной уверенности, которая сквозит в каждом жесте хозяйки "информационной кухни", есть в ее взгляде верный признак того, что человек готов в любую минуту удивиться чему-то доселе неизвестному и со вкусом рассказать об этом другим, готов каждый день учиться новому, не стыдясь вчерашнего незнания... Да и смешно было бы предположить, что кто-то может сделать своей профессией "добычу и разработку" новостей - без жгучего, неутолимого любопытства к жизни, не зная в ней ни вкуса, ни толка. За пять лет много чего переменилось и в просторном кабинете Татьяны Мартыненко, и на канале в целом. Вот над столом висит огромная карта с яркими точками передатчиков, которые транслировали сигнал 5-го канала на просторы родины. Через всю карту надпись: "Нас смотрит вся Россия". Теперь это уже не соответствует действительности: канал стал сугубо региональным, только что подписаны в правительстве бумаги о его коренной реорганизации, но компания шла к этому долго и не без потерь.

- Пока решался вопрос и ситуация была неопределенной, наша служба, как и все прочие, столкнулась с тяжелой кадровой проблемой. Люди, не видя ясной перспективы, начинали искать себе другую работу - и находили: как правило, там и стабильности было больше, и зарплата выше - по крайней мере на словах. И понять их можно: ребята молодые, им надо семью кормить - за жизнью поспевать. Но очень обидно оставлять за собой почетную, но где-то и жалкую роль "кузницы кадров", которая растит юные дарования, но теряет профессионалов одного за другим только потому, что не может выдержать финансовой конкуренции. Радин, Кокко, Великосельский, Паукште, Губанков, Олиферук, Голант, Мещерякова - это ведь все наши в прошлом ребята. И мы радуемся, если наши беглецы уходят с повышением - на "уровневое" вещание, с перспективой не только денежного, но и творческого роста. Но жаль до слез, если бросают любимое дело только ради хруста "зеленых" в кармане. Поэтому главная наша задача на нынешнем этапе - сохранить кадровое ядро, не дать рассыпаться команде - а она у нас есть, это сомнению не подлежит. Наша дирекция - единственное подразделение компании, где работают люди всех телевизионных специальностей. Не только редакторы и журналисты - как в редакциях студии, - но и операторы, монтажеры, видеоинженеры, режиссеры, ассистенты... У нас, по сути, своя автономная территория, свой замкнутый мир-и это, безусловно, хорошо.

- Почему?

- Оперативное информационное вещание осуществлять в общепринятом на студии режиме - невозможно. Всякий раз работать с новыми людьми - тоже трудно. А у нас все - свои, хотя и немало: почти сто человек. Характеры - разные, обстоятельства тоже всякие случаются, да и мы, начальство, наверное, тоже не подарок... Но говорят, что начальников любить и не полагается - надо их слушать... Хотя народ у нас в основном молодой, и мы с Ильиным иногда чувствуем себя тут, как папа с мамой: кого-то отшлепаешь, а кому-то, наоборот, слезы утрешь.

-Так или иначе, но ваша "замкнутая система"-это сейчас, пожалуй, наиболее техничная и логически выстроенная структура в организме телекомпании...

-Если это и так, то во многом благодаря тому, что мы не так давно стали хозяевами уникального информационно-технического центра, который начал работать в августе 1996 года. Он включает в себя, помимо просторной студии, хорошо знакомой зрителям-"ньюсрум",-комнату подготовки новостей, куда стекается информация, из которой мы потом выбираем самую важную; режиссерский пульт; монтажные-аппаратные; ТЖК- тележурналистский комплекс (структура, которая занимается хранением и обслуживанием наших камер); обширный видеоархив, где у каждой передачи есть "своя" полка. Все это компания соорудила и оснастила на свои средства, не взяв ни копейки из федерального бюджета. Комплекс еще будет развиваться: сейчас нами освоено 80% его потенциальных "мощностей".

-Студия студией, но ведь охотников за новостями, как и волков, ноги кормят...

-Это верно, потому наша служба-самая мобильная в телекомпании: при первой необходимости выезжаем в любую точку города, области и за их пределы.

-Работа, что и говорить, хлопотная... В новых условиях, которые сулит грядущее акционирование, чем вы надеетесь удержать профессионалов?

-Если все сложится так, как было расчислено, уровень зарплаты заметно поднимется.. Но и работы при этом будет несомненно, больше.

- Откуда к вам в основном приходят новые кадры?

Иногда просто "с улицы". Но это нечасто случается. Да мы теперь и сами стали смену себе растить: поддерживаем контакты с журфаком, берем стажеров после четвертого курса и их для себя "выращиваем". Ведь практической журналистике ни в одном университете научить нельзя. Там дают базис, а остальное-способности плюс личный опыт и навыки. Отсев очень большой, но есть и удачные приобретения"... Мы называем их "наши дети", ведь это так и есть на самом деле.

ПРОФЕССИЯ-БАРМАЛЕЙ

Главный режиссер ИНФОРМ-ТВ Анатолий Ильин, кажется, слишком уж сгущает краски, ворча под сурдинку: "А я в этом балагане работаю Бармалеем". Всем своим видом он так органично излучает доброжелательность и с такой обезоруживающей любовью говорит о профессии, что представить его записным злодеем, регулярно учиняющим служебный разнос, никак не удается. Да и усам его добармалеевых еще расти да расти. Кроме того, Бармалей, помнится, был типичным самодовольным дилетантом, а Ильин-истинный профи, свободно владеющий едва ли не всеми главными телепрофессиями. Окончил журфак, стал классным оператором, одним из лучших в стране ("Музыкальный ринг", "Общественное мнение", "Телекурьер"), потом поступил в ЛГИТМиК на отделение телережиссуры. Снял три телефильма, которые наше отечественное ТВ показать не отважилось, зато их увидели в Европе, Америке и Японии. Он объездил страну с камерой на плече, его сюжеты из Чечни видела вся Россия. Действенность своего руководства Ильин объясняет тем, что практически любому "спецу" он может не только рассказать, но и показать, как нужно работать, - на деле, с ходу провести своеобразный мастер-класс. В его кабинете висят на стенке рядом с портретами знаменитых друзей (среди них я разглядела, к слову, Мишеля Леграна) неземной красоты снимки. И правда, неземной: Ильин там красуется на 122-метровой высоте в обнимку со шпилем Петропавловки. Он был единственным оператором, снимавшим реставрацию ангела непосредственно на месте. -Профессия телевизионщика-одна из самых коллективных: мы всегда страхуем друг друга, поэтому даже начинающий журналист может с помощью хороших редактора, оператора и монтажера сделать классный сюжет

-Такая круговая порука не мешает профессиональному росту?

-Ну, если только у совсем уж бессовестных! А такие у нас не задерживаются - не позволяем.

-Вас в самом деле считают жестким руководителем?

-Ну, если только у совсем уж бессовестных! А такие у нас не задерживаются - не позволяем.

-А вы что, не верите? У нас с Татьяной баланс: я затягиваю удила, а она-слегка отпускает. И по-моему, зря... Но в итоге получается некая гармония. Мы с ней, вообще-то, познакомились на "Телекурьере, так она от меня сначала просто плакала.

-Скажите, каковы "родовые" отличия ИНФОРМ-ТВ, скажем, от программы "Факт", у которой вы подхватили эстафету?

-Не будем бросать камень в прошлое: "Факт" для своего времени был вполне хорошей программой, но телевидение, особенно с точки зрения технологий, развивается так стремительно, что долго на месте не устоишь-обгонят. Раньше в новостях главный упор делался на текст, а теперь по-западному-на картинку. Мы сейчас даже если снимаем репортаж с брифинга, стараемся дать 3-5 планов, а не один-два. Разница и в том, что прежде было у нас стабильное бюджетное финансирование и людей на студии работало немеряно: штатное расписание было практически безразмерным. Сейчас даже в нашей дирекции, где людей всегда не хватает, на некоторых участках без ущерба для дела можно было бы провести сокращения... Работая на одном месте много лет, люди не всегда осознают, что время изменилось: загрузка неизмеримо возросла по сравнению с прежней нормой. Теперь чтобы быть успешным на ТВ, надо работать гораздо больше и интенсивнее, чем прежде. Это неоспоримый факт, но не всякий готов его принять.

-Каких перемен вы ждете для своей службы в связи с реорганизацией канала?

-Конечно-позитивных, иначе зачем тогда все затевалось? Какие организационные формы все это примет-пока неизвестно. Но прежде всего нам, конечно, хотелось бы сохранить свой формат, свое пространство, на котором можно свободно маневрировать: трансформировать старые программы, открывать новые.

-Какие мифы, касающиеся вашей работы, вы могли бы сейчас, пользуясь случаем, развеять?

-Во-первых, распространенное заблуждение о том, что мы тут занимаемся "мелочевкой". Маленькие программы делать, да будет всем известно, куда труднее, чем большие. По верстке, по людским и техническим затратам информационное вещание во всем мире всегда было самым дорогостоящим. Так что, в буквальном смысле слова, нет ничего дороже свежих новостей. С другой стороны, наши передачи никогда по определению не могут быть спонсорскими. Оперативная информация должна быть неподкупной. Тут наша точка зрения в корне отличается от мнения, скажем, наших коллег Апухтина и Чернядьева.

-А что вы отвечаете, когда ИНФОРМ-ТВ называют "ангажированной, прогубернаторской" программой?

-Отвечаем вопросом на вопрос: как можно, живя в Петербурге, "не замечать" работу городской администрации? Кстати, замечания наши по этому поводу далеко не всегда лицеприятны. Другое дело, что мы в любом случае стараемся отображать события по возможности "фотографически" без хамства и ложного пафоса, сохраняя позицию "над схваткой". Мы работаем, скажем, не на Кравцова и не на Яковлева-мы работаем НА ЗРИТЕЛЯ.

...Справедливости ради следует сделать оговорку: беседа у нас была живая, непротокольная, авторство ответов на вопросы выдерживалось нестрого: когда все проблемы-общие, и говорить иногда приходится в один голос или по слову во фразе-от каждого. И так же едины были мои собеседники в желании, например, защитить от несправедливых нападок прессы одного из самых сильных комментаторов ИНФОРМ-ТВ Иннокентия Иванова: в одной из газет его совершенно бездоказательно обвинили в том, что сюжеты его "Международного обозрения" будто бы не оригинальные, а "накроены" из программ зарубежных каналов. Вообще, о проблеме корректных взаимоотношений с коллегами (ТВ-неэлектронные СМИ) говорили подробно. Тема эта, мягко говоря, не нова, и поэтому воистину новым шагом в ее развитии стало почти одновременное появление на нескольких каналах передач, посвященных обзору городских газет. А поскольку речь сегодня идет об ИНФОРМ-ТВ, не сказать ни слова о "Прологе" было бы грешно...

ПОСМОТРЕЛ ВЧЕРА "ПРОЛОГ" - И РЕШИЛ КУПИТЬ ГАЗЕТУ...

Для чего, в конце концов, мы пишем статьи и снимаем телесюжеты? Чтобы кто-то их прочел (посмотрел) и, побуждаемый текстом ("картинкой"), совершил некое конкретное действие... Согласитесь с классиком: в массе своей мы по-прежнему "ленивы и нелюбопытны", и если, в конце концов, не имеющий лишней минуты и лишней копейки петербуржец сворачивает с привычного маршрута, открывает кошелек и покупает в киоске газету (в добавление к той, что ему кладут в ящик)-значит, действительно ежевечернее послание "прологовцев" достигло цели. Слова, вынесенные в заголовок-не литературный прием, а точная цитата из нашего читателя: очень короткие, без особой ставки на сенсационность и натужную остроту подачи-"устные выпуски" городских газет в изложении ведущих "Пролога" как-то очень быстро сделались непременной и ожидаемой принадлежностью вечернего информационного блока на 5-м канале. Поначалу, как водится, передача слегка "пробуксовывала", приоритеты в выборе материала для аннотирования не прочитывались, мотивировки казались случайными. Но вечер от вечера "Пролог" набирал в профессионализме, а сегодня видно, что его создателям уже слегка тесновато в прокрустовом ложе отведенных им "на все про все" пяти минут. Да и сами газетчики, сообразив, что "прологовцы" обрывают им телефоны не для того, чтобы потом публично распинать в эфире незадачливого автора за мелкую погрешность или менторским тоном давать редакции советы по кадровым вопросам,-стали осваивать этот новый путь к читателю. И если раньше условный Иван Иванович покупал газету ради напечатанной в ней телепрограммы, сегодня он смотрит "Пролог"-и покупает газету ради аннотированной там статьи. Это ли не лучший пример гармоничного сосуществования на информационном поле-где один, конечно же, не воин-разной "породы" охотников за новостями, которые не делят сферы влияния с оружием в руках, а помогают друг другу сделать это влияние более эффективным и направленным. И пусть мы "разной крови", и юбилейные даты наши не совпадают, но дело-то у нас общее: даже в пору газетных кризисов и реорганизаций оставаться для своего зрителя-читателя нужными и интересными. Давайте же по-старому в этом соревноваться, но и по-новому-помогать друг другу. Ведь-как просто.

Татьяна ПОЗНЯК


назад