Телевидение > Питер > Пятый канал:

АЛЕКСАНДР ДЫБАЛЬ: "НА ПЯТОМ КАНАЛЕ МЫ ПОВЕЛИ БОРЬБУ С "ДЖИНСОЙ"

КАКстало известно "Смене", вопрос о переносе сетей в Москву снова повис в воздухе. Президентский совет по культуре, заслушав проект о совершенствовании телерадиовещания, нашел доводы в пользу создания культурного канала под крышей ВГТРК не вполне убедительными и предложил вернуться к петербургскому варианту, провозглашенному Ельциным 6 июня. Возможно, эфирная война вокруг "Связьинвеста" тоже сыграет свою роль - у правительства есть повод оставить хотя бы один национальный канал на запасном "немосковском" пути. Однако вливать новое вино в старые мехи никто не собирается: в любом случае для культурного канала будет создана новая телекомпания и судьба всех обитателей Чапыгина,6, остается под вопросом. Сейчас на Пятом канале - безвластие: председатель ГТРК Олег Руднов ждет, когда будет принята его отставка, а генеральный директор Александр Дыбаль, покинув телекомпанию, вернулся на соседнюю улицу Графтио, откуда вещает "Радио Балтика". Сегодня коммерческий директор этой радио-станции Александр ДЫБАЛЬ отвечает на вопросы "Смены".

- Еще три года назад вы предлагали для "Радио Балтика" девиз "Настройтесь на лучшее". Как получилось, что он звучит на волнах "Европы-Плюс"?

- Я не знаю. Это произошло независимо от нас, я не могу "Европу" упрекнуть в плагиате. В свое время мы эту идею обсуждали, и я не смог убедить, что этот девиз (который я придумал) подходит для нашей станции. Ну не судьба.

- Пятому каналу было предложено "выбирать настоящее", но коллектив дружно отказался. Считаете ли вы ситуацию на Пятом канале крушением компании? В чем причина вашей отставки?

- Причина очень ясно изложена в письме Руднова Черномырдину. Фактически письмо (как сейчас стало понятно каждому, кто может трезво оценивать ситуацию) позволило всем силам, которые критически относятся к идее переноса канала в Москву, иметь под своими выступлениями и действиями какую-то базу. Если бы письма не было, сотрудники ходили бы по коридорам телецентра и обсуждали 101-ю сплетню о возможной трансформации Пятого канала. И если бы преобразования витали в воздухе на уровне слухов, то в какой-то день (возможно, он наступил бы в августе, а может быть, в июле) люди, проснувшись, прочитали бы указ в "Российской газете". Все шло к этому. Но, когда есть официальное письмо, подписанное председателем второй государственной телекомпании России, его уже нельзя игнорировать.

- Руднов поступил как Шеварднадзе, который точно так же предупреждал о путче.

- Во всяком случае, близко.

- Но путч все равно произошел.

- Я думаю, что аналогия прямая и указ вполне может выйти, несмотря на, протесты. Потому что, как мне кажется, были сделаны определенные ошибки самим коллективом телевидения. Перед лицом главной опасности, которая нависла над всеми, - перевод центра вещания в Москву и массовые сокращения - коллектив избрал неправильную тактику. Вместо того чтобы, не вынося сора из избы, выработать единую стратегию и тактику противодействия, публично была продемонстрирована страшная разобщенность всего коллектива, дрязги на уровне мелких и совершенно непонятных посторонним людям ссор, конфликтов... Собрание, на котором я присутствовал, ничего другого не принесло - наоборот, там началось даже размежевание профсоюзов, СТК и каких-то инициативных групп. Вот и все.

- А был ли у вас повод считать, что компания не заслужила того, что ей готовят?

- Во-первых, правительство и государство, в чьем подчинении мы находимся, должны проявлять гораздо более активную позицию в управлении государственным телевидением. И если телекомпания нуждается в переустройстве и реформах, то и государство должно выступать их инициатором. В том смысле, что ни один председатель (как показал опыт последних лет) - ни в Москве, ни здесь - не смог перебороть ситуацию и сдвинуть ее с мертвой точки ни в одной государственной телекомпании, потому что там присутствуют факторы, которых просто нет на частных каналах.

- Какие именно?

- Невозможность сквозного управления. Если генеральный директор частной телекомпании принимает решение - плохое или хорошее, - оно выполняется. И самое главное, оно доходит до низших звеньев в том виде, в котором было озвучено наверху. Здесь ситуация иная: мы принимаем одно решение, а вниз доходит, как в детской игре, совершенно другое. Речь не только о дисциплине, это важно с творческой точки зрения. И самая главная проблема. В работе всех СМИ надо исходить из одной простой теоретической мысли: первичен эфир, газета. Профессионалы должны прежде всего направлять свою энергию на это: на передачу, на строчки. А у нас первичными стали отношения между людьми в телекомпании - дележ эфира, трудоустройство, взаимоотношения.

- Почему тогда вы против сокращений 2,5-тысячной телеармии? Откуда такая благотворительность?

- Руднов не набирал этого штата! Это слишком серьезная моральная проблема для него - сокращение сотен людей. Кого именно уволить? Нет объективных критериев, это не завод, где Сидоров быстрее вытачивает деталь, чем Иванов. В больших творческих коллективах возможен только один принцип управления - единоначалие: Товстоногов, Любимов были "диктаторами". Но каждый из них сам создавал свой театр.

- Разве, согласившись на этот пост, Руднов не рассчитывал реформировать компанию?

- Он рассчитывал не на это. Руднов приходил с уверенностью, что наше правительство имеет достаточно четкие планы преобразования канала в современное предприятие. Государственное или иное - не важно, но, когда Руднова позвали, были сказаны слова о планах реорганизации.

- Какой была концепция реформ?

- Она была проста: компания должна стать управляемой, более мобильной, получить определенный юридический статус, отличный от размытого определения "ГТРК".

- Но ведь Ельцин своим указом осенью 1995 года утвердил федеральный статус канала?

- Ни юридически, ни организационно он ничего не дает. Наши самостоятельные действия не могут касаться таких глобальных вещей, как сокращение тысячи человек, да это и юридически крайне сложно. Хоть одна государственная компания делала такие гигантские сокращения? Нет. Исключение составляет полная ликвидация, как это произошло в свое время с "Останкино" и только что - с "Радио-1".

- Значит, единственный способ - закрыть телекомпанию и открыть ее заново? Почему тогда вы против?

- Этот указ готовился так, что в Петербурге никто о нем не знал...

- Как это? О том, что отберут сети, говорят уже несколько лет.

- На уровне слухов, которые муссируются с момента ухода Беллы Курковой.

- Она называла тот же повод для своей отставки, что и Руднов.

- Я бы сказал иначе: уход Руднова происходит на фоне достаточно прозрачной ситуации - практически официально обнародованы планы в отношении канала (в интервью "Смене " их подтвердил шеф ФСТР В.Лазуткин.). А тогда был другой конфликт, на который ложились упущения, связанные с финансово-экономической деятельностью Курковой. Если тогда действительно собирались отнять сети, то за два-то года наверное бы отняли. Нет, дело, видимо, в том, что нынешний план выработан буквально в течение последних месяцев.

- Но ведь Руднов и раньше предупреждал о нем коллектив, призывая его к переменам.

- Он говорил на уровне здравого смысла, как и все. Но борьба за кресло председателя, которую ведет определенное число людей, и собственно судьба канала - суть разные вещи. Даже сейчас заявляли на собрании коллектива: у нас есть кандидатуры на пост председателя.

- Если единственная цель чиновника - исполнять государственную задачу, то какая именно задача стояла перед командой Руднова, когда вы согласились после процветающей коммерческой фирмы заняться государственным монстром?

- Даже при не очень четко сформулированной задаче, но при достаточно ярко выраженном желании государства преобразовать канал Руднову казалось, что можно начинать работу. Что государство в ближайшее время уточнит свои планы и своими указами поддержит их. Практика показывает, что задачи выполнимы тогда, когда власти занимают активную позицию. Это было бы нам поддержкой и неким направлением.

- Может быть, государство ожидало, что Руднов сам разберется в проблемах Пятого канала и предложит концепцию реформы?

- Концепции посылались наверх неоднократно. Основной была идея создания телекомпании с участием российских регионов.

- Насколько ваши планы совпали с проектом 'канала "Регионы России", предложенным Советом Федерации?

- Такая задача была поставлена указом президента: работайте как межрегиональная компания. Проблема в том, что нам поставили эти новые задачи, более широкие, чем раньше, а все остальное оставалось по-прежнему - финансирование даже ухудшилось. Реально с каждым годом оно уменьшается. Если бы мы получали всю выделенную из бюджета сумму - около 80 миллиардов, мы по крайней мере могли бы создать скелет будущей межрегиональной телекомпании. С развитой сетью региональных представительств, с мощным потоком сюжетов и материалов из регионов. Проблема в том, что все московские телеканалы показывают из Москвы жизнь неких "аборигенов", которые живут не в Москве: есть колонии, а есть метрополия. Другого взгляда нет. Наша телекомпания могла бы показывать не московский, а местный взгляд - другую точку зрения или, наоборот, - взгляд из провинции на события в Москве. Главное - это смещение акцентов.

- Значит, главное достояние и, может быть, единственный капитал канала - сети, средства связи, а не творцы и программы. Вы сделали ставку на них. Что вы думаете о творческих силах канала? Не кажется ли вам, что они иссякли?

- Чтобы люди работали, им надо платить, может быть не так много, как хотелось бы, но достойно с точки зрения здравого смысла. Это невозможно... Очевидно, что, если тебе не нравится твое место работы, ты уходишь. Не нравится - не работай, ищи место лучше. Но на Пятом канале люди не хотят уходить, при этом рассказывают всем, как плохо работать на канале. Большинство тех, кто был уволен Курковой, восстановили по суду. Со стороны такое самобичевание не может не выглядеть как симптом серьёзной болезни.

- Но неужели, когда вы шли на Чапыгина, 6, вы не представляли себе ситуацию?

- Я пришел в компанию, потому что меня попросил об этом Руднов. Я ситуацию абсолютно не представлял и шел туда без особого желания. Я счел неэтичным отказываться, это было бы нечестно по отношению к Руднову, с которым я работаю долгое время. Как только он принял решение уходить и подписал письмо об отставке, я вынул из ящика стола свое давно написанное заявление и просто впечатал дату. Практически с первых месяцев я не видел перспектив работы в атмосфере, когда любой шаг натыкается на противодействие.

- Но неужели, когда вы шли на Чапыгина, 6, вы не представляли себе ситуацию?

- Я пришел в компанию, потому что меня попросил об этом Руднов. Я ситуацию абсолютно не представлял и шел туда без особого желания. Я счел неэтичным отказываться, это было бы нечестно по отношению к Руднову, с которым я работаю долгое время. Как только он принял решение уходить и подписал письмо об отставке, я вынул из ящика стола свое давно написанное заявление и просто впечатал дату. Практически с первых месяцев я не видел перспектив работы в атмосфере, когда любой шаг натыкается на противодействие.

- Какова была конкретно ваша задача как генерального директора?

- Мне надо было разобраться с положением, в котором находилась ГТРК. Мы просто навели порядок в контрактах, разработали правила игры, по которым они должны заключаться, - теперь на любой вопрос можно найти ответ у конкретного человека. Раньше контракты никто лично не контролировал, была некая коллективная ответственность. Пришлось провести внутреннюю ревизию состояния дел: мы добились по возможности возвращения каналу долгов от разных фирм.

- Согласны ли вы с тем, что договор с Лисовским о монопольном размещении рекламы в эфире Пятого канала - "кабальный"?

- Если бы договор подписывал я, то я заключал бы его на других, более конструктивных условиях. Я не говорил об этом с Беллой Алексеевной, не знаю ситуации, в которой он заключался, я вижу, что получилось в результате. Но это только мои предположения.

- Насколько административная деятельность Беллы Курковой, на ваш взгляд, повлияла на ситуацию, в которой оказались вы?

- Мы пришли в момент, когда всё основные договоры, определяющие экономическую деятельность компании, были заключены. Два миллиона долларов были переведены в США и там исчезли (имеется в виду дело Сыроежина). Нам пришлось работать в тех условиях, которые были созданы до нас. Фактически мы целый год оценивали состояние, в котором находится компания. Нужно было найти все документы, подписать необходимые акты для фиксирования ситуации. У нас не было возможности сразу начать обновление канала. При нормальных начальных условиях компания уже могла бы обладать современной технической базой, чтобы сегодня расходовать деньги на любые мощные проекты: производство программ, закупку высококачественного кино! Но нам пришлось "подтянуть пояса" и потратить на технику почти миллион рекламных доходов.

- Насколько я знаю, компенсировать потери в связи с делом Сыроежина - вернуть технику или поставить новую - обязался Лисовский. Этим и был мотивирован "рекламный" договор, который заключала Белла Куркова.

- Договор с "Экран-ТВ" о передаче эксклюзивных прав на размещение рекламы был составлен с необходимыми подробностями. Договор о технике - на нескольких листах, причем содержал необязательные к выполнению формулировки. Наши юристы не смогли найти жесткую связь между этими двумя контрактами. Невыполнение одного не означало возможность расторгнуть другой.

- Каковы были у вас возможности для маневров в рекламной политике в условиях договора с Лисовским?

- Мы упорядочили работу с рекламой на городском радио (которого этот договор не касался), и достаточно успешно. По моим сведениям, сейчас городское радио по рекламным доходам значительно опережает все коммерческие радиостанции. Дом радио зарабатывает на рекламе всего лишь в несколько раз меньше, чем телевидение. А на телевидении мы повели борьбу с "джинсой" (скрытая и "левая" реклама. - А.П.)

- Насколько я знаю, "Экран ТВ" выставлял достаточно крупные штрафы за "джинсу". Из каких средств они выплачивались?

- Они не выплачивались: на эту сумму канал недополучал процент дохода от рекламы, который был обусловлен в договоре. Придя на Чапыгина, мы в несколько раз сократили выход в эфир несанкционированной рекламы. И многие проблемы, возникшие у Руднова с рядом сотрудников телекомпании, на мой взгляд, вызваны тем, что им были перекрыты пути скрытой рекламы. Занимался этим не Руднов, а я, но ведь в России любые меры ассоциируются с первым лицом.

- Предлагали ли вы правительству вывести людей за штат, работать на контрактной основе?

- Все разговоры, которые мы вели об этом, упирались в какую-то вату, решение наших проблем никому не было нужно. Я не могу объяснить это как-то рационально, была мягкая стена, бюрократия в полном смысле этого слова. Никто не говорил "нет", но никто и не сказал "да". Потому что компания слишком большая, она имеет значение в крупных политических процессах. Вот и все.

- Но ведь "Россия" гораздо самостоятельнее. Там приходит Сагалаев и начинает гнуть свою линию. Правда, в результате его тоже снимают с должности, но тем не менее...

- Мы в Петербурге никогда не сможем быть так близко к власти, чтобы быстро принимать смелые решения. То, что в Москве делается путем элементарных действий: спустился с лестницы, сел в машину, и ты - в Белом доме или в Кремле, у нас этих возможностей нет, и ни у кого из постперестроечных председателей никогда не было. Если бы они были, ситуация была бы другой.

- Существует еще местная власть. Какие отношения были у вас с администрацией города, если учесть, что Руднова пригласил на работу Собчак?

- Мы федеральная компания. Город может только влиять на процесс, не определяя окончательное решение. Противоречий на уровне основных направлений у нас не было. Город предлагал организовать наряду с межрегиональным Пятым каналом городскую компанию. Мы тоже были согласны: давайте создадим. Потому что в нашем городе, одном из немногих в стране, нет государственного муниципального телевидения. Я подчеркиваю, речь не о разделении Пятого канала на две компании, а о создании новой - со своим штатом, техникой и бюджетом, возможно, не на Чапыгина,6.

- На какие деньги собирались ее создавать?

- Лужков создал свой канал по современным методикам - как мощную, с точки зрения перспектив распространения на всю Россию. Но сегодня большинство локальных региональных компаний финансируются смешанно - Москва дает деньги из федерального бюджета, а местные власти помогают. Иногда создаются акционерные общества. Важна не форма финансирования, а то, что город и область должны иметь свое телевидение, с проблемами уборки улиц, асфальта на дорогах, пенсий и т.д.

- Если бы сети остались в Петербурге, вы остались бы на Пятом канале?

- Даже если теперь сети останутся, Руднов однозначно решил уходить. Его заявление об отставке было совершенно искренним.

- Он же не военный человек, никто не может его держать на посту.

- Сейчас Руднов ушел в отпуск без содержания, чтобы не ставить себя в двусмысленное положение. И ждет решения правительства. Если бы он хотел остаться, ни я, ни другие люди, которых он привел, не ушли бы. Я воспринимал себя как офицера, которому генерал поручил ведение определенных тактических операций на определенном участке.

- При этом единой творческой концепцией вы вооружены не были?

- Я бы сказал, что это вопрос не финансово-хозяйственных служб, а творческих людей. Мы работали на них, я творческими вопросами не занимался. Повторю, что телевидение - это прежде всего эфир, создатели программ.

- Что определяло ваш выбор при закупке программ, если директор программ Сошников заявлял, условно говоря: не хочу мыло, хочу Бертолуччи.

- Сошников лукавит. Я не раз говорил всем: давайте примем решение не закупать мыльных опер или вообще не покупать кино. Пусть у нас не будет средств на зарплату и закупку техники, но идет мировая классика. Но это только на месяц-два. Дальше денег не будет ни на Бертолуччи, ни на зарплату сотрудникам.

- А почему произошел конфликт с Сокуровым, когда в День независимости его "Духовные голоса" то отменяли, то возвращали в эфир?

- Это банальный факт: анонсы крутили без договора на показ фильма, к тому моменту он не был оформлен - не по вине канала, а по вине обладателей прав на "Духовные голоса".

- Но известно высказывание Рудвова: "Праздник для всех, а кино не для всех".

- Это сказал не Руднов, а я, как свое личное мнение, но эту фразу впоследствии приписали Руднову. Что касается идеологических дли даже неприязненных отношений, то это нелепо, потому что Руднов знаком с Сокуровым давно, они вместе делали на "Радио Балтика" пронзительную ночную программу "Терра вива" для людей в критическом состоянии (где шли звуковые версии фильмов Сабурова). Кстати, после скандала Руднов встретился с Сокуровым, все точки над "и" были подавлены, и никакой конфронтации нет. Вообще камень преткновения не в кинополитике. Проблема Пятого канала - в том, что у него не было трех-пяти суперпроектов, вокруг которых формировался бы весь эфир, и на которых можно было бы делать каналу имя. Но то проблема творцов.

- Довольно странно, что генеральный директор телекомпании распоряжается финансами и в то же время не касается продюсерских аспектов, не влияет на эфирную политику.

- Это очень важный момент: я не мог заниматься продюсерскими проблемами, как занимался ими на "Радио Балтика" много лет. Продюсерство - это работа с деньгами и творчество вместе. Это двухголовый монстр - и творец, и бухгалтер. На Пятом канале это было практически невозможно, потому что вся реклама, в том числе и спонсорство, была передана "Экрану ТВ", и в этих условиях настоящее продюсирование настолько затруднено, что теряется его смысл. Да, есть примеры продюсерского успеха - например, "Блеф-клуба", "Музыкального ринга" (хотя там есть слож-ности), "Пенальти", но это исключение. А заниматься этим в целом - невозможно.

- Что вы скажете о продюсерском корпусе канала?

- Пятый канал никогда его не имел. На Чапыгина никогда не работали нормальные продюсеры. Более того, изначально люди настроены против продюсеров - я имею в виду не должности, а функции, круг их деятельности. Люди на Чапыгина не готовы к тому, что продюсер заменяет главного режиссера, администратора, вбирает в себя комплекс властных и творческих полномочий и с точки зрения творцов иногда губит их замыслы. Хотя мировая практика показывает, что именно продюсер зачастую делает творение режиссера как можно более популярным, даже ценой запретов и вырезанных кадров. Даже у меня продюсерский диктат часто вызывал противоречивые чувства. Когда несколько лет назад на "Радио Балтика" Руднов впервые в стране предложил, внедрил и заставил всех принять концепцию "Русского канала". Большинство сотрудников было против, никто не видел возможность работать вообще без западной музыки. А закончилось тем, что формат "Русский мейнстрим", который мы изобрели, прошел на 100 процентов. Потом уже в Москве появилось "Русское радио".

- Вы считаете, что на Пятом канале невозможно реализовать общую концептуальную идею, даже если она не требует денег?

- Необходимо одно - управляемость. На "Балтике" можно спорить до хрипоты, мнения принимаются к сведению, но окончательное решение всегда однозначно. Это важный момент, люди могут давать толчки к переменам, но если решение принято, его надо исполнять. На Пятом канале это пока невозможно. Я пытался создать локальные структуры, где требовал от людей соответствия задачам, которые на них возложены, и для меня было удивительно слышать слова "не успел", "не знаю", "забыл", "это не моя работа". Естественно, за пять лет можно попытаться что-то изменить, но я не хочу этим заниматься. Пока я работал там, я это делал по мере сил, но никто не может отрицать теорию больших чисел: в управлении 200 человек и 2 тысячи - разные вещи, когда людей тысячи, наступают необратимые изменения.

- Вас с Рудновым часто упрекали в том, что вы совмещаете деятельность на частной радиостанции и на Пятом канале.

- Я приходил на радиостанцию время от времени, чтобы отдохнуть после работы.

- Вы занимаетесь на радио продюсерской деятельностью?

- Я определяю правила игры для всех остальных продюсеров. Они приносят ко мне проекты, я рассматриваю их предложения, распределяю бюджеты, а они дальше по моим правилам играют.

- На Пятом канале такой альянс невозможен?

- Если бы там кто-нибудь хоть раз получил тысячу долларов, на следующий же день я имел бы объяснение с сотнями коллег.

- Но оппозиция заявляла, что в созданном вами новом объединении "Регион-ТВ" зарплата в несколько раз выше остальных структур.

- Зарплата в "Регион-ТВ" была иногда выше. Но разница смехотворна. Уровень этих проблем -лилипутский. Они считали, что у меня гигантский оклад, - я получал 1 миллион 200 тысяч рублей. Для меня это немного, но аморально было бы назначить мне больше. Вообще я, наверное, никогда больше не соглашусь на государственную работу - ни на ТВ, ни на радио, разве что обстоятельства моей жизни сложатся каким-то трагическим для меня образом.

- А как вы попали на "Балтику"?

- Я был студентом Электротехнического института, изучал системы автоматического управления. На третьем, курсе я со своими друзьями начал издавать газету. Самиздат, конечно, громко сказано, тогда уже перестройка началась, но мы выпускали острую юмористическую газету "Перемена", потом "Гаудеамус". Верстали на "Макинтоше" на квартире у меня или моих друзей, печатали в Литве - привозили оттуда тиражи. Я был администратором и корреспондентом, а потом приятель пригласил меня поработать в ИМА-пресс, где Руднов работал замдиректора. Через два месяца он решил заниматься радиовещанием, ушел создавать "Радио Балтика" и пригласил меня. Мы стали думать, что же это будет за вещание, и я нашел Феликса Невелева. Семь лет назад мы начали с программы "Трое в лодке": Феликс, я в качестве одного из джентльменов и одновременно - собаки. Сначала мы выходили в эфир на ГТС. Через несколько лет "Трое в лодке" получили "Золотого Остапа", скоро вышли на средние волны, на УКВ, потом на РМ. Все деньги зарабатывали сами. Сейчас в рейтинге мы на первом месте среди коммерческих станций. Все, что происходило, было изначально сгенерировано Рудновым или активно внедрено им.

- Правда ли, что вы с Рудновым рассчитывали разделить ГТРК на теле- и радиокомпанию, чтобы затем объединить городское радио и "Радио Балтика"?

- Слух настолько нелеп, насколько невозможен, это не нужно ни городскому радио, ни нам.

- Чем объяснить успешную деятельность городского радио, кроме отсутствия рекламной кабалы?

- Коллективу Дома радио удалось сохранить традиции, оно заняло свое место в жизни города еще с блокады. Исторически это радио было лучшим в стране с точки зрения канонов государственного радио. Это хорошее общественное радио. Кроме того, Петербург чуть ли не единственный город, где сохранилась такая глобальная проводная радиотрансляционная сеть и традиции, связанные с ГТС.

- Что вы думаете об указе президента, которым Петербургское радио переводится на третью кнопку?

- Указ написан для России, не принимая во внимание то, что Петербург является городом с уникальным менталитетом, где все привыкли слушать городское радио еще во времена, когда не было никаких кнопок. Все социологические опросы показывают, что его слушают в каждом доме, его рейтинг значительно выше, чем у любой коммерческой станции.

- Но для "Радио Балтика" указ даже выгоден?

- Да, с точки зрения коммерции, но не с точки зрения морали. Когда люди, включив радио на кухне, услышат московское, а не петербургское радио, это не может пройти незаметно. Это даже оскорбительно для петербуржцев. Это продолжение той же истории, когда в Москве сосредоточиваются все средства массовой информации. Мода на трехпрограммники давно прошла, покупать их сегодня никто не будет, во многих квартирах остались лишь репродукторы с одной - первой кнопкой. И эта ниша будет занята московским "Радио Россия". Но местное кабельное радио не заменишь ничем - это же не УКВ, не РМ, его нельзя запараллелить, создать новую частоту. Кроме того, перевод на третью кнопку серьезно усилит финансовые проблемы, с которыми городское радио пока справлялось за счет рекламных денег.

- Как вы можете прокомментировать теневую игру, связанную с выступлениями Чернядьева? Согласны ли вы с версией участия Мокрова в этой истории?

- Я не хочу комментировать подобные методы.

- Говорят, что на "Радио Балтика" в эфирной студии работает видеокамера. Что она высматривает?

- У этого "глаза" достаточно простое психологическое объяснение: наши ди-джеи должны чувствовать аудиторию не на расстоянии, а осязаемо. Они знают, что коллеги их видят (на телеэкранах в офисе), и появляется кураж. Кроме того, во время "живых концертов" телевизор установлен на улице, и прохожие могут видеть артистов и задавать им вопросы. Кстати, слушатели иногда не верят, что артисты не только говорят, но играют в студии вживую: были возмущенные звонки, что между вопросами мы крутим компакт-диск Сюткина, и мы "умоляли" его где-нибудь по ходу песни сфальшивить или вставить словечко, чтобы подчеркнуть, что концерт живой.

- А в интервью не возникает ли противоположная проблема: как подчеркнуть, что журналист не играет со звездой (особенно поп-музыкантом) в поддавки?

- Мы не хотим "раздеть" артиста, и вопросы задаются на грани: у него всегда есть возможность ответить или откровенно, или красиво. Кстати, у нас появился многоканальный эфирный телефон, по которому в эфир могут звонить сразу два слушателя и вести разговор втроем, вместе с ведущим. Мы пробуем интересный проект вместе с такси. Ночью вы можете по телефону вызвать обычное такси, а приедет к вам такси "Радио Балтика". Оно везет пассажира бесплатно, а он в это время общается с ведущим, который находится в студии.

- За счет чего, на ваш взгляд, "Радио Балтика" пошла на обгон других станций?

- У нас хорошо выстроен не только музыкальный эфир. У нас серьезная информационная служба, и мы передаем собственную информацию и проводим репортерские расследования". Мы ведем серьезные темы, используя принцип "горячая новость дня": жара в городе, пожар или ситуация с собаками без намордников... Но самое главное - мы постоянно имеем новые проекты. Мы изменяемся...

Беседовала Анна ПУШКАРСКАЯ


назад