Телевидение > Регионы > Телевизионный мир регионов:

Добро пожаловаться

Национальная ассоциация телевещателей устроила открытое собрание своего правления. Было очень похоже, что это заседание приглашенные персоны отечественного вещания использовали (в хорошем смысле) как трибуну “для наболевшего”.

Например, руководитель Федеральной службы по телевидению и радиовещанию Валентин Лазуткин вдруг выступил с программной речью, где пытался определить, что есть “государственность” телевидения. По его мнению, отдельные госкомпании являются таковыми лишь по названию. Компания вообще не может оставаться государственной, если она втянута в рыночную конкуренцию. Она не способна выполнить задач, которые возлагаются на нее обществом, поскольку ее программную политику диктует рейтинг. Идеал, по мысли Лазуткина, это “когда зритель полностью удовлетворил на других каналах свои потребности в шоу, кино, а на государственное телевидение будет переключаться по более серьезным вопросам, чтоб ощутить, что он живет в большой многоцветной стране”.

Свою теорию Лазуткин приложил к ВГТРК. Тем более что премьер поручил ФСТР поглубже вникнуть в работу российского телевидения. Лазуткин сказал:

“Нас не волнует, до чего докопалась Счетная палата. Нас волнует, что если нынешнее руководство ВГТРК будет и дальше твердить о необходимости самоокупаемости, тогда рассчитывать, что они станут всерьез заниматься вопросами молодежи, досуга и прочего, не приходится”.

Правда, тут же выяснилось, что идеал существует: это канал “Культура”. Михаил Швыдкой, руководитель канала, так и сказал: “Мы, наверное, воплощаем тот тип государственного телевидения, о котором говорил Лазуткин. У нас не рекламный канал, у нас вообще другой, “неправильный” продукт. Мы делаем телевидение вопреки нормам, по которым сегодня надо делать ТВ, - мы о них догадываемся и все делаем наоборот”.

Однако живется “идеалу” невесело. Государство, которое на словах радеет за “безрекламное” телевидение, в жизни ведет себя, как известный герой Островского: "Денег я тебе не дам, но совет дам". К тому же, хотя официально канал “Культура” вещает на 39 регионов страны, принимают его очень по-разному. Канал вообще не доходит до Дальнего Востока. Зато из Парижа, Нью-Йорка шлют благодарственные письма: смотрим, нравится. Как это?! Да так, записывают и показывают. Швыдкой, похоже, пришел в НАТ, чтобы напрямую договориться с руководителями студий тех регионов, куда “Культура” не доходит, о продаже программ канала.

Представитель другой телекомпании - “Мир” - на безденежье и плохую связь не жаловался. Наоборот! “Мир” в свое время затратил деньга на спутниковую систему, и теперь ему ни Телеком, ни Минсвязь не нужны. Компания “Мир” сама продает свою “связь”: хотите, говорит заказчику, провести конференцию в режиме телемостов, как это делается в программе ОРТ “Вместе”? Платите - и обменивайтесь мнениями! Такую конференцию заказал недавно Таможенный союз. Однако, как всякому сытому и богатому, “Миру” не хватает одного: престижа. Он хочет взять в союзники НАТ и вместе с национальными компаниями государств СНГ создать Европейско-Азиатский вещательный союз, чтобы, как когда-то Гостелерадио СССР, быть участником всяких международных пактов.

На открытом правлении НАТ был и “письменный гость”: Российский фонд развития телевидения - хозяин телевизионной премии ТЭФИ. В письме фонд предложил НАТ стать своим учредителем. Но президенту ассоциации Эдуарду Сагалаеву это предложение что-то не польстило. Фонд назначил учредительный взнос: 10 тысяч долларов. А что НАТ получит за эти деньги взамен - непонятно. Пока что фонд отклонил две идеи НАТ: включить в число “голосующих” на ТЭФИ руководителей лучших региональных компаний страны и вручать на церемонии специальный приз ассоциации.

Досье МН

Национальная ассоциация телевещателей (НАТ) существует два с половиной года. В ее состав входит 141 телекомпания, включая ОРТ, ВГТРК, НТВ, ТВ-6, региональные сети и станции всей России. Президент НАТ - Эдуард Сагалаев, исполнительный директор - Елена Злотникова. В приоритетах ассоциации - защита и правовая поддержка телевещателей в законодательных и исполнительных органах власти, информирование и консультации телекомпаний в вопросах законодательства, налогообложения, лицензирования. НАТ ежегодно издает справочник “Атлас российского телевидения” и специальную литературу по вопросам права, финансовой деятельности, социологии, рекламы. Члены правления НАТ - это 22 руководителя крупнейших региональных телекомпаний страны.

Елена РЫКОВЦЕВА


назад