Телевидение > Москва > Телевизионный мир Москвы:

Правда жизни – вещь второстепенная

Режиссер художественных фильмов “Лимита” и “Мама” Денис Евстигнеев взялся за журналистов

- Появилась информация, что вы собираетесь снимать новый фильм – о современной российской прессе. Чем продиктован выбор?

- Я – простой читатель. Никакого отношения к прессе никогда не имел – кроме того, что периодически даю интервью. К тому же в кино мы не собираемся воссоздавать реальный журналистский мир. Прежде всего – “желтую прессу”, бульварную – ту, где информация не добывается и даже не интерпретируется, а просто создается, подстраивается под реальность. Это очень энергичный материал для кино, где нужно убедить зрителя в правдивости выдуманной экранной жизни.

- Главный герой – журналист. В чем суть конфликта?

- В выборе талантливо выдумывать – чтобы люди покупали газету или писать никому не интересную правду. Лично мне интересен еще и уровень нравственности или безнравственности нашего времени. То, за что в XIX веке вызывали на дуэль, сегодня может быть просто глупой шуткой. Кинешь перчатку в человека – он посмотрит на тебя, как на идиота. Герой-журналист как раз и обладает тем уровнем отсутствия нравственных начал, человеческой теплоты – не хочется говорить с пафосом, – какого от него требует профессия. Это вранье, желание манипулировать людьми, спекулировать на чужих чувствах. И главная тема фильма – любовь между известным журналистом и начинающей девочкой, классический мезальянс. Любовь поначалу вроде бы чистая, искренняя – но и она уже заражена этим “желтым” стилем жизни. При этом хочется сказать об этом легко, не пафосно.

- Все же будет хеппи-энд?

- А здесь и нет никакой видимой трагедии. Дело в психологии, более тонких вещах. В конце концов герой освободится от этого заболевания.

- И перестанет читать газеты, смотреть телевизор?

- А он и так этого не делает. В процессе работы с автором сценария Арифом Алиевым (“Кавказский пленник” Сергея Бодрова, “Мама”) мы столкнулись с целым рядом очень интересных драматургических проблем. Например, абсолютно непонятна ценность нашей прессы в глазах обывателя. Сколько у нас стоят газеты? Чья это собственность? Мы начали с производственного сценария о законах жизни журналистского сообщества – и поняли, что имеем очень мало настоящих, жизненных мотивов у героя и у газеты, где он работает.

- Ариф сам много работал в “желтой прессе” – в “Экспресс-газете” выдумывал псевдосенсации.

- От этого ему и легко, и трудно работать над сценарием. Я постоянно вынужден уговаривать его не писать о газетных планерках – ему кажется, что эта кухня интересна, а я считаю, что для кино это мелковато. В кино все надо утрировать.

- Когда бульварная пресса потакает желаниям широких масс читать про убийства, кровь, постельные сплетни из жизни “звезд” – нет ли в этом социальной пользы? Вокруг простого человека образуется густая “псевдореальность”, которой он насыщает, сублимирует темные стороны своей души – и остается в реальности обычным человеком, как это максимально удобно обществу. Законопослушным. Или – нет?

- Герой интересно пишет, хорошо обрабатывает факты, ему верят, о его статьях говорят в городе все. Задумывается ли он над высшим смыслом своего предназначения? Тут-то и начинаются его проблемы. Я согласен, что через чтение бульварных газет человек удовлетворяет свою тягу к жизни, полной страстей, абсурда, крови. И в результате обходится без всего этого в реальности. Это, безусловно, зомбирование. Но никакого тайного смысла я в этом не вижу – просто игра с природой человека.

- Журналисты в вашем фильме – люди обеспеченные?

- Нет. Это тоже было предметом спора с Арифом. Богатых, беспроблемных людей нам сделать не удалось – терялся смысл работы. У нас борьба за выживание. Два конкурирующих “желтых издания” – все у них зависит от ежедневных тиражей розницы. Судьба каждого журналиста зависит от конкретной заметки. Все на грани увольнения – и постоянно необходима сенсация. Все построено на этой простой экономике.

- Прямо “золотой век” журналистики столетней давности. Все профессионалы в душе хотели бы работать именно так, а не быть ангажированными за деньги и влияние.

- Вот-вот. Это то немногое хорошее, что присутствует в “желтой прессе” – чистая конкуренция литературного мастерства. Кайф профессии – прямая связь с читателями, на уровне взаимного человеческого доверия. Правда жизни – вещь второстепенная. Меня самого в газетах прежде всего интересует характер автора. Информацию я быстрее получаю из телевизора. Но это уже другая тема.

Беседовал Дмитрий УХЛИН


назад