Телевидение > Москва > Телевизионный мир Москвы:

Четвертая ходка “ Орфея ”

Церемония “ Тэфи ” прошла помпезно и предсказуемо

В воскресенье отгремела ежегодная телевизионная ярмарка тщеславия. Итог отраден. Публика заучила, что “Тэфи” расшифровывается как “Телевизионный ЭФИр”. В остальном – без перемен. Еще задолго до церемониального вручения стало понятно, кто получит бронзовую 4,5-килограммовую фигуру надорвавшегося культуриста по кличке Орфей. Результат “борьбы” внутри номинаций был предрешен самим подбором претендентов.

Например, Алексей Ефимов, обозреватель ТВ-6, был выдвинут телекомпанией на соискание премии в номинации “Спортивный комментатор”. Но как только узнал о том, что в той же номинации посмертно представлен Евгений Майоров, обратился в оргкомитет “ТЭФИ-98” с просьбой снять свою кандидатуру.

- Для меня премия “ТЭФИ” – это не только праздник профессионалов телевидения, - заявил он журналистам, - но и конкурс-соревнование с коллегами по цеху. Мне представляется кощунственным соревноваться с человеком, светлая память о котором всегда будет согревать сердца тех, кто его знал, чей талант и профессионализм являются образцом, чей безвременный уход из жизни стал настоящим ударом.

Ефимов сделал простой и внятный жест порядочного человека, ничуть не ставя под сомнение порядочность членов жюри, которые и отдали в назначенный срок пальму первенства светлой памяти Евгения Майорова. Но возникает закономерный вопрос: к чему было симулировать состязание?

Возьмем другую номинацию. “Ведущий информационной программы”. Здесь были представлены Михаил Осокин (“Сегодня вечером”, НТВ), Александра Буратаева (“Новости”, ОРТ) и почему-то Михаил Леонтьев (“На самом деле”, ТВ Центр). Какое-то невиданное по своей тупости стечение обстоятельств, заставившее соревноваться ведущих новостных программ с автором-аналитиком, как всегда осталось за кадром. Имя Леонтьева нашло место совсем в другом ряду. Он и так уже довольно долго и успешно соревновался с Кисилевым, Сванидзе и Доренко… По каким критериям он должен был “побороть” Осокина с Буратаевой? Непонятно. Жюри и в этот раз не погрешило против истины, наградив ведущего с канала НТВ. Тем более что в формате ОРТшных новостей Буратаева выступает скорее в качестве диктора, вдумчиво и ритмично расставляющего ударения в словах, нежели ведущего in law.

Когда очередь получать фигурку дошла до Николая Фоменко, главного “перехватчика” и “гвоздодера” страны в зале не оказалось. На сцену поднялась “жена лучшего ведущего развлекательной программы”:

- Я потрясена, - искренне и прочувствованно произнесла она. – Мой муж – лучший! Спасибо!

От этого супружеского признания рассеялись последние сомнения. Кто мог бы сравниться в поединке телевизионных мужей с великим и ужасным Колей Фоменко? Уж никак не комики из “О.С.П.- Студии” (ТВ-6). И тем более не интеллигентный собачий собеседник Михаил Ширвиндт (НТВ), которому пришлось снести еще одно, не менее “достойное”, поражение от “небожителя” - президента академии телеискусств Владимира Владимировича Познера. И хотя божество прикинулось на время ведущим “Лучшего ток-шоу”, “Орфей” стал своего рода премией за выслугу академических лет на высоком посту. Так что Юлии Меньшовой тоже пришлось лишь почтительно преклонить колена и попытаться продержаться еще год со своей “Я самой” (ТВ-6), безусловно более рейтинговой, нежели познеровский “Человек в маске” (ОРТ).

Не так обидно проиграли детские программы “Улица Сезам” (НТВ) и “До 16 и старше” (ОРТ) провинциальному победителю – “Детскому адвокату” из Нижнего Новгорода. Единственная премия, отпущенная по региональной квоте. Ток-шоу “Частная жизнь” пермский ГТРК достойно проиграла познеровской “маске”, а документальный фильм “Зри в корень” воронежской студии “Телемост” – “Запискам из мертвого дома” телекомпании Ren-TV.

Жертвой высокой межканальной политики пал ТВ Центр, не получивший ни одного культуриста. А в главной для себя номинации “Телевизионный проект года” проиграл каналу “Культура”, создав ее руководителю Михаилу Швыдкому величественный образ триумфатора. Особенно в свете недавнего назначения его на пост председателя ВГТРК.

Подсчет безгрешных утопленников можно было бы довести до конца, если бы не то, ставшее очевидным, обстоятельство, что институт “ТЭФИ” можно признать скорее не профессиональной премией, но поводом к удовлетворению амбиций и помпезному действу. К привлечению спонсоров, строительству декораций и прослушиванию гимнов, что называется, “себе любимому”.

Забавно, что для большинства журналистов обещанные продюсером Константином Эрнстом (приз в номинации “Продюсерская работа”) “постхайтековские” декорации так и остались неопознанными. Из резервации в клубе “Утопия”, куда прессу загнали подальше от сцены, оценить их было крайне затруднительно. Зато заметна была какая-то не совсем понятная гадливость, с какой организаторы общались с журналистами, предпочтя силовые действия охраны нормальной организации обещанных пресс-конференций.

Когда праздник отшумел, припомнилось еще одно обещание: организаторы грозились провести прямую трансляцию с церемонии по Интернету. Демонстрировать сие кибернетическое действо журналистам они не удосужились. Так что убедиться в его on-line’овости было трудно. Однако ныне отчет, повисший мертвым грузом на сайте одного из нескучных провайдеров (www.cityline.ru/tefi/), крупными планами не изобилует и в высшей степени остранен, проявляя быстротечность и суетность растранжиренного события.

Рубен Макаров


назад