Телевидение > Москва > Телевизионный мир Москвы:

Зеленый передел

ТВ-рейтинги огородного сезона

Если у сегодняшнего телевидения и есть что-то святое, то это рейтинг. Он показывает, насколько продукция канала востребована аудиторией, какая доля зрителей смотрит его передачи, каков ее возрастной состав (тридцатилетние лучше шестидесятилетних, предприниматели предпочтительнее пенсионеров).

После выборов должен был наступить телевизионный передел - телевизионные люди говорили об этом много и со вкусом. ОРТ подмяло под себя рынок телевизионной рекламы, на РТР пришел король телевизионной информации, один из создателей НТВ Олег Добродеев; ресурсы, которые смогли бросить в бой основные национальные каналы, стали сильно отличаться друг от друга.

Информацию нужно уметь подать, и ее обкладывают зубодробительными боевиками и популярными телеконцертами. Тот, кто их посмотрел, по инерции въедет и в информационную программу, а там, глядишь, и останется с ее ведущими. Так формируется аудитория телеканала, и здесь многое зависит не только от способностей обозревателей, корреспондентов и ведущих, но и от хватки менеджеров - хороший телевизионный управленец ценится едва ли не на вес золота.

То, что происходит сейчас с рейтингами информационных программ трех основных каналов - ОРТ, НТВ и РТР, - и в самом деле прелюбопытно: лидеры остались прежними, а вот показатели изменились. В апреле рейтинги падают решительно у всех каналов - наступает весна, и люди устремляются на дачи, - и все же в нынешнем месяце канал ОРТ обставил своих коллег.

Мартовский рейтинг девятичасового выпуска новостей ОРТ в 1999 году составил 11,8%, в 2000-м - 11,9%. В апреле 1999 года он равнялся 10,1%, а сейчас (данные Гэллапа рассчитаны вплоть до 26 апреля) 8,1% - произошло падение почти на четыре три пункта, а это немало. А у девятнадцатичасового НТВ в марте 1999-го рейтинг был равен 8%, через год он составил 8,5%. В апреле 1999 года рейтинг НТВ снизился до 6,2%, а в нынешнем году равен 8,2% - общая динамика положительна, снижение меньше, чем год назад. Примерно такую же картину можно наблюдать и с вечерним, девятичасовым выпуском новостей НТВ: в апреле прошлого года их рейтинг был равен 4,5%, в нынешнем месяце - 7,8%.

Канал РТР долго считался отстающим. Рейтинг выходящих в 20.00 "Вестей" в марте прошлого года составил 4,4%, в марте нынешнего - 5,4, а в нынешнем апреле он снизился до 3,8%. Но одиннадцатичасовые "Вести" на глазах набирают силу: в прошлом апреле их ночной, плавающий выпуск собрал 0,7%, а в этом месяце, когда передача жестко закреплена в эфирной сетке и выходит в 23.00, рейтинг вырос до 3,7%. Скорее всего все эти цифры не случайны.

ОРТ расплачивается за агрессивную, эффективную и беспардонную информационную кампанию, которая была приурочена к выборам в Госдуму. Доверие к информационным программам телеканала вырабатывается долго и разрушается не в один месяц, но телезвезды ОРТ очень старались. Для многих этот канал стал отождествляться с Доренко - а он, талантливый телевизионный шоумен, правды, как известно не скажет.

НТВ не только удержало, но и укрепило свои позиции - и это по-настоящему странно. Кинопоказ, которым оно может обложить информационные программы, нынче не слишком хорош. НТВ больше не самый богатый из всех каналов, но качество информации осталось достаточно высоким. Да и публика, которую НТВ воспитывало несколько лет подряд, ему не изменила.

На РТР ситуация особая - на канал пришли новые управленцы, и "Вести" в значительной степени перестроились, стали динамичней, оперативней, взяли пример с НТВ и стали лучше подавать собственные сюжеты. Олег Добродеев пытается бить конкурентов ночью, когда им сложно бороться с РТР, чьи информационные передачи выходят по всей стране в одно и то же время. Двадцатитрехчасовые "Вести" обрамляются свежим западным сериалом, незатертыми фильмами, да и сам Евгений Ревенко работает хорошо, точно и жестко. Канал понемногу набирает силу, а что из этого выйдет - мы увидим через несколько месяцев, когда закончится лето, самый глухой из телевизионных сезонов.

Тогда и станет ясно, состоится ли телевизионный передел и кто окажется его жертвой, - у каждого из трех основных общенациональных каналов есть свои козыри (деньги, традиции, поддержка государства, любовь публики, толковый менеджмент), и ни один из них не сдаст свои позиции без боя.

Алексей ФИЛИППОВ


назад