СМИ > Цензура и СМИ:

Телевидение - смертельное оружие предвыборной кампании

Освещение в средствах массовой информации происходящих в стране событий, политических настроений и экономической ситуации в России или войны в Чечне нельзя назвать достойным или объективным - чаще всего СМИ отдавали предпочтение пропаганде. В этом нет ничего удивительного, поскольку национальные средства массовой информации находятся в руках крупных финансовых групп, принадлежащих олигархам. Вся мощь воздействия СМИ используется в интересах кандидата или партии (коалиции), которых они поддерживают тайно или явно.

Еще совсем недавно партии "Единство", которую возглавляет министр по чрезвычайным ситуациям Сергей Шойгу, вовсе не существовало. Она была создана с целью объединения сторонников Кремля в тот период, когда популярность президента Ельцина была как никогда низка. Премьер-министр Владимир Путин заявил о своей поддержке "Единства" прямо перед телекамерами российских телеканалов ОРТ и РТР. С этого момента в новостных передачах этих телеканалов стали появляться репортажи о Сергее Шойгу, развернувшем свою предвыборную кампанию по всей стране. Это тема бесконечно повторялась, что оказалось весьма эффективным, поскольку программы ОРТ смотрят 98% населения страны. Этот телеканал нельзя назвать общественным, он скорее является инструментом пропаганды в руках нынешних властей. Несмотря на то, что еще в сентябре "Единство" обладало нулевым рейтингом, а Шойгу был далеко не блестящим политиком, это движение, по данным опросов, оказалась на втором или третьем месте.

Помимо возможностей по "раскручиванию" кандидатов и партий, телевидение обладает и разрушительными способностями. Начиная с сентября, каждый воскресный вечер в своей передаче "Время" суровый Сергей Доренко при помощи рубленых фраз, не подлежащих проверке фактов, монтированных кадров наносил удар за ударом по мэру Москвы Лужкову и бывшему премьер-министру Примакову - двум ненавистных для Кремля политикам, объединившимся с мэром Санкт-Петербурга Яковлевым. В результате, движение ОВР, которому еще в сентябре прочили блестящее будущее, утратило лидирующие позиции. Доренко - своего рода Распутин малого экрана, а никак не журналист. Но его заклинания нравились зрителям.

На частном телеканале НТВ - конкуренте ОРТ - картина не столь однообразна. НТВ принадлежит группе "Медиа-Мост" банкира и финансиста Гусинского. "Медиа-Мост", как известно, поддерживает объединение, возглавляемое Лужковым и Примаковым. На НТВ нельзя увидеть сюжеты, которые бы могли вызвать раздражение двух лидеров ОВР. Однако НТВ отдавало должное и кандидату-реформатору Григорию Явлинскому, которого достаточно часто приглашали на передачи этого телеканала.

Одновременно с передачей ОРТ "Время" на НТВ идет передача "Итоги" ведущего журналиста НТВ Евгения Киселева. Однако "Итоги", по сравнению с аналогичной программой ОРТ отличаются большей выдержанностью. Киселев менее эмоционален, чем Доренко, но он - хороший профессионал и авторитетный журналист. В самом начале предвыборной кампании он проводил встречи между лидерами основных политических партий. И с течением времени "Итоги" все чаще стали наносить более или менее достойные удары, организовывать более или менее документально подкрепленные расследования, однако передача не опустилась так низко, как "Время" Доренко. Несколько раз в неделю Киселев проводил встречи с известными политиками: зрители имели возможность наблюдать не только за диалогом политических соперников, но порой становились свидетелями необычных или даже комичных сцен: Жириновский в ходе дебатов с Немцовым достал из кармана револьвер и предложил собеседнику застрелиться, а известный кинорежиссер Михалков просил своего оппонента Кириенко прочитать "Отче наш". В обоих случаях Киселев действовал достойно - он прерывал собеседников.

Очень часто в провинции местные СМИ находятся в руках губернаторов, которые заставляют журналистов работать на тех, кто их поддерживает. По всей стране, от Калининграда до Владивостока, независимым журналистам угрожают, их избивают, закрывают газеты. Не секрет, что "купленных" и униженных журналистов достаточно много.

В конечном итоге, эта предвыборная кампания стала еще одним свидетельством того, что в России еще не скоро появятся действительно свободные, профессиональные и плюралистические СМИ, - заключает автор.

Жан-Пьер Тибода


назад