СМИ > Цензура и СМИ:

Российские СМИ откровенно демонстрируют свои политические пристрастия

Первой жертвой российской предвыборной кампании стала правдивость информации. Кто бы ни одержал победу на выборах, ясно одно - на объективную журналистику уже давно никто не претендует.

"Сейчас ситуация намного хуже, чем на прошлых выборах,- говорит обозреватель газеты Известия Ирина Петровская. - По крайней мере на трех прошлых выборах предпринимались попытки соблюдать правила игры. Теперь СМИ превратились в машину для манипулирования сознанием граждан."

К примеру, каждое воскресенье в лучшее время более трети российских телезрителей видят на экранах Сергея Доренко - так называемого "журналистского киллера". В своей программе, выходящей на канале ОРТ, который контролирует окружение президента Ельцина, Доренко беспрестанно выступает с необоснованными нападками на мэра Москвы Юрия Лужкова, являющегося одним из лидером антикремлевского блока ОВР.

Со своей стороны, подконтрольный Лужкову ТВ-Центр дает ему отпор. Канал беспрерывно показывает московского мэра, выступающего с нападками на влиятельного олигарха Бориса Березовского, по инициативе которого, как утверждают, и появляются упомянутые репортажи на ОРТ.

Телекомпания НТВ, контролируемая Владимиром Гусинским - еще одним олигархом, который разошелся с Березовским - отдает лучшее время многословному ведущему программы Итоги Евгению Киселеву, который не спеша, в профессорской манере направляет свои стрелы в президентскую "Семью", обвиняя ее в чрезмерном влиянии на Ельцина, и смакуя физическую и умственную немощь президента.

Подобные пристрастия царят не только на ТВ. Большинство газет тоже заняли ту или иную сторону. В прошлый вторник Коммерсант отвел почти треть страницы статье о визите Березовского в малоизвестный регион - Карачаево-Черкессию (именно там владелец Коммерсанта Березовский баллотируется в Думу).

По крайней мере, в распоряжении москвичей есть целый ряд СМИ, через которые они могут ознакомиться с различными точками зрения. Большинство же региональных СМИ находятся в частном владении и контролируются местным руководством. Периодические инспекции со стороны налоговых и пожарных инспекций и даже конфискация тиража оппозиционных изданий и арест журналистов - вот меры, которые используются для пресечения дискуссий и проявлений недовольства.

Во многом российская журналистика следует советской традиции, когда журналисты выполняли определенный заказ. Тогда они выражали точку зрения КПСС. Теперь - различных медиа-магнатов, имеющих свои собственные политические и деловые интересы.

После прошлогоднего финансового кризиса в прессе вряд ли удастся найти хотя бы пару относительно независимых статей, это связано с отсутствием рекламодателей и читателей. Владельцы газет стали более активно вмешиваться в творческий процесс или, наоборот, больше не располагают необходимыми средствами, а, может быть не имеют желания оказывать поддержку журналистам. В результате эти журналисты стали более склонными к "заказухе".

"Когда исчезают спонсоры, приходит время владельцев, - считает комментатор Михаил Леонтьев. - Когда у нас будет нормальный рынок с рекламой, тогда у СМИ будет достаточно денег, чтобы стать независимыми, и у нас будет нормальная журналистика."

Однако другие эксперты возлагают большие надежды на анлитические способности большинства россиян. В советский период они научились читать между строк и многие сегодня хорошо понимают, кто стоит за определенными СМИ.

Тем не менее трудно предположить, что резко проправительственная, жесткая позиция большинства российских СМИ в отношении Чечни не оказала никакого влияния на мнение общественности.

В заключении статьи автор приводит слова И.Петровской, утверждающей, что СМИ дискредитировали себя: "Любой будущий парламент и любой президент могут ограничить свободу слова журналистов. И общество с этим смирится."

Эндрю Джек


назад