Газеты и журналы > Питер > Сеанс:

Последний “Сеанс” отечественного кино

Уникальное издание нуждается в помощи

Пожар, во время которого - в конце февраля - сильно пострадала редакция питерского журнала “Сеанс”, подвиг режиссеров, актеров и остальных деятелей культуры выступить с открытым письмом с просьбой о помощи журналистам. Среди подписавших - Вадим Абдрашитов, Алексей Балабанов, Петр Вайль, Алексей Герман, Алла Демидова, Светлана Кармалита, Олег Ковалев, Виктор Кривулин, Сергей Маковецкий, Олег Меньшиков, Кира Муратова, Валерий Попов, Александр Рогожкин, Евгений Сидихин, Александр Сокуров, Константин Эрнст.

Журнал “Сеанс”, пожалуй, не просто подлинное дитя перестройки, но и единственное прошедшее нормальные этапы взросления и дожившее до наших дней. Первый его номер вышел в конце 90-го года с титром из эйзенштейновского “Потемкина” на обложке: “Слышите, не стреляйте!”. Этот, казалось, почти детский призыв получился провидческим: в августе 91-го все авторы “Сеанса” провели три дня в горячих точках двух столиц. Но это была единственная уступка политике.

Очень закономерно, что “Сеанс” был придуман и издается именно в Петербурге. Только в стороне от политизированной московской конъюнктурности в самое глухое для отечественного кинематографа время мог быть так любовно взлелеян чисто профессиональный подход к кино. По благородному (хотя, конечно, и эстетскому) принципу: что бы там ни было. Действительно, что бы там ни было - краткое торжество старшего поколения режиссеров, обиженных советским режимом, безвременный конец эйфории молодого поколения от того, что все дозволено, блеск и нищета “кооперативного кино”, малокартинье, о котором Сталин мог бы только мечтать, и теперешний явный выход из кризиса - “Сеанс” с профессиональным любопытством и подлинной любовью к предмету профессии отражал все это.

И, как ни странно, подтверждая заезженную истину о том, что искусство - зеркало своей эпохи, комплект вышедших номеров, по идее, чисто “цехового” журнала, говоря языком социологов, вполне репрезентативно отражает меняющееся умонастроение 90-х. Номеров не так уж много - всего 16. Но не надо удивляться - за небольшие деньги Госкино, “Ленфильма” и редких спонсоров у журнала со стильным дизайном и почти энциклопедическим объемом каждый номер в наше время идет за пять (кто не вериг - пусть сам попробует, можно ли сохранить чистоту жанра, не опустившись до гороскопов кинозвезд и светской хроники).

Слово “энциклопедический” в случае “Сеанса” возникает не случайно. Во-первых, пока все яростно декларировали смерть российского кино, этот журнал тщательно фиксировал процесс, названный “смертью”, и в результате только здесь можно найти материалы, подтверждающие существование особых форм жизни. Во-вторых, главный урон пожара - архив, собранный для трехтомной киноэнциклопедии “Предварительные итоги. 1986 -1997”. Напомню, что последний кинословарь вышел в 1984 голу, и всякого, кто поневоле им пользуется, тошнит от идеологии и зияющих лакун на месте неугодных “совку” явлений. У “Сеанса”, конечно, не могло возникнуть амбиций выпустить издание, охватывающее всю столетнюю историю кинематографа. Но наше время - это дело кровное. Энциклопедия, конечно, выйдет обязательно, несмотря на возникшие трудности. Однако - возвращаюсь к письму - нужна помощь.

Впрочем, она уже начала поступать. Главный редактор “Сеанса” Любовь Аркус говорит, что только теперь для нее развеялись сомнения в правильности направления, избранного журналом: его знают, любят и хотят поддержать. К примеру, миллион рублей (старыми) на следующий же день ей принес неизвестный молодой человек, пояснив: “Собрали среди своих...” Александр Сокуров не просто подписал письмо, но и купил для редакции средства первой необходимости — факс и телефонные аппараты. Поступают сведения о сборе денег среди московских актеров, которые, по расхожему мнению, больше всех страдают от критиков. “Старший брат” - журнал “Искусство кино” - решил поделиться с “Сеансом” своим фотоархивом. Но все эти чрезвычайно дружественные и великодушные жесты не могут покрыть ущерб: надо ремонтировать помещение и возобновлять полноценную работу. Редакционный совет “Сеанса” решил, что будущая энциклопедия откроется фотографией пепелища и именами тех, кто помог справиться с бедой.

Ирина ЛЮБАРСКАЯ


назад