Газеты и журналы > Питер > Петербургский час пик:

Наталья Чаплина:
"Час пик" был и будет петербургским"

Абсурдных историй о доставке писем и газет есть множество. В почтовый ящик вашего дедушки могут положить письмо "лично" от Жириновского, как случилось недавно в одной петербургской семье. Газету могут не принести вовсе, могут - спустя три дня, а могут запихать в ящик сразу две штуки. Но, наверное, самая абсурдная история случилась с подписчиками "Часа пик", которые в один день получили, две газеты с одинаковым названием и почти идентичным логотипом, но с абсолютно разным содержанием.

Горожан можно поздравить, а может, и пожалеть-теперь в городе есть "Петербургский Час пик" и просто "Час пик". Первый, превратившись из ежедневного "ЧП" в еженедельный "Петербургский ЧП" (еще не запутались?), сохранил своих журналистов и авторов, второй... пока еще "вещь в себе" непонятно кем написанная. Дальше, наверное, начнет работать закон естественного отбора. Что ж, будем жить по Дарвину.

А пока мы обратились за разъяснениями к главному редактору "Петербургского ЧП" Наталье ЧАПЛИНОЙ, которая в первую очередь заверила своих подписчиков, что еженедельник они будут получать без перебоев, несмотря ни на какие недоразумения, происшедшие в редакции, даже если журналистам придется его доставить за свой счет.

-Если выражаться языком недавно развешанных по городу рекламных щитов со странноватым содержанием, типа "Где жена?", "Как с деньгами?", "Сколько можно?", то вопрос формулируется весьма лаконичный: "Что происходит?"

-Вышло два номера "Петербургского Часа пик" и один нового "ЧП". Думаю, странно и даже нелепо рассуждать о преемственности традиций старого "ЧП": это та же самая газета, которую делают те же самые люди, пишут те же журналисты, ни один из которых не ушел из редакции. Хотя к концу прошлого года ситуация у нас сложилась, мягко скажем, нестандартная. 31 декабря у всех журналистов заканчивались годовые контракты, а за неделю до этого в нашей газете появился человек, почему-то из Ульяновска, представившийся новым генеральным директором, главным редактором "ЧП" и изъявивший желание издавать хорошую газету. Если учесть, что все видели его впервые и внятно свои творческие задачи он сформулировать не смог, то коллектив предпочел остаться вместе и, перерегистрировав газету с обновленным названием "Петербургский ЧП", продолжать ее делать.

-Как же получилось, что главный редактор "Московского комсомольца" Павел Гусев, до недавнего времени владелец почти всех акций "ЧП", продал вас одному инвестору, компании "Пресс-Принт", а вы сегодня оказались с другим-с "Петербургским транзитом"?

- Весной 1994 года мы стали первой газетой в городе, превратившейся в АО. Тогда же мы нашли себе партнера в лице "МК". Наверное, это был наш общий просчет, что мы стали ежедневной газетой, но Гусев хотел не только раскрутить в Питере издание, подобное его собственной газете, но и сохранить торговую марку "Часа пик". Но случилось так, что у еженедельного и ежедневного "ЧП" оказалось мало общего-даже читательская аудитория сформировалась совершенно разная. Со временем московские коллеги потеряли к нам всякий интерес. Сегодня, мне кажется, они реализовали свои замыслы, начав издавать "МК в Питере". Короче с начала 1997 года все искали инвестора: и он, и мы. Гусев с осени вел переговоры с "Пресс-Принтом", а мы-с "Петербургским транзитом", и в состояние боевой готовности пришли в одно время. Но собственник предпочел "Пресс-Принт", вполне имея на это право. Юридическое. А коллектив газеты имеет право выбирать инвестора, близкого по взглядам.

-Вы говорите о бредовой ситуации, когда в городе выходят две газеты с одинаковым названием, с таким спокойствием, граничащим почти с христианским всепрощением, будто у вас и вовсе руки не чешутся.

-Претензий к "МК" у меня нет. Все эти годы они вели себя достойно и порядочно. Меня удивил господин из Ульяновска, купивший кота в мешке и почему-то абсолютно уверенный, что этого кота надо перекрасить.

-Судя по первому номеру ульяновского "ЧП", в какой цвет новые собственники намерены красить своего кота?

-Перелистав это издание, вопросов возникает больше, чем ответов. Любой здравомыслящий человек, покупая даже такую мелочь, как колготки, убедится, что это именно тот товар, который ему нужен, и не позволит вместо колготок всучить ему, например, мужские трико. Откуда, приобретая газету, у "Пресс-Принта" родилась святая уверенность, что сюда можно прислать кого угодно? Пусть даже новый начальник раньше издавал "Симбирские ведомости". Может, все и будет чудесно, только телега, вместо того чтобы ехать, предположим, прямо, с легким поскрипыванием повернет налево. Зачем им это понадобилось, до сих пор понять не могу. Может быть, есть расчет на грандиозный экономический успех? Только я не уверена, что "Пресс-Принт" получил именно то, что хотел. Завладев акциями раньше принадлежавшими "МК" они получили в наследство груз, который тянул нас назад,-огромные долги бюджету. Что они будут с ними делать и готовы ли они вообще к подобным расходам?

- А может, все гораздо проще: вам насолили? Ведь по агрессивности и остроте выступлений "ЧП" уже давно держал первенство в городе, не давая покоя ни Законодательному собранию, ни Смольному.

-Я не верю в злые козни и не думаю, что за "Пресс-Принтом" стоит хоть какая-либо политическая сила. Скорее всего, все вертится вокруг денег. Тем обиднее, что политическую газету разменивают неизвестно на что.

-Что ж, будем считать, что интерес сугубо экономический. Кстати, наблюдая за событиями вокруг "ЧП", поинтересовались ли городские власти: "А что, собственно, происходит?"

-Ни разу. Никто. Даже новый председатель комитета по печати Александр Потехин, которому необходимо иметь позицию по такому скандальному вопросу в силу должностных обязанностей. Впрочем, очень может быть, что история, происшедшая с нами, укладывается в русло, которое Потехин роет для городской прессы: поменьше политики, побольше эмоций и желтизны. И ульяновский "ЧП" для администрации более удобен, чем наш. Политики там нет никакой. И уж конечно, мы готовы к тому, что все, кому досаждал своей политической раскованностью "Час пик", попробуют извлечь дивиденды из нынешней ситуации. Позавчера наш корреспондент Даниил Коцюбинский обратился к помощникам губернатора с просьбой организовать интервью с Владимиром Яковлевым. Они в качестве отказа привели много доводов, но главный был-вы же новая газета!

Хотя на губернатора мы не в обиде. Он осуществляет такую политику, которую создает его окружение, и, естественно, не может вникать во все околоредакционные интриги. Газеты он, как сам признался, читает постоянно и даже перестал обращать внимание на то, что о нем пишут. Может, это и правильно: если близко к сердцу все принимать, то так и свихнуться недолго.

А может, и не надо нас поддерживать? В трудном положении оказались не мы, а читатели, которым в почтовый ящик кладут два "Часа пик". Причем тот, который они выписывали, слегка изменил название, а тот, который названия не менял, они вовсе не выписывали. Каково? А у нас по большому счету все в порядке. Конечно, мы, как и все городские издания, застрахованы от очередных газетных кризисов и, наверное, вместе с другими СМИ никогда не дождемся закона о поддержке прессы, но выживем уж точно...

-Вы уверены, "про закон о поддержке СМИ так необходим? Недавно известный правозащитник Сергей Григорьянц сетовал: после того как год назад Ельцин подписал Указ о поддержке правозащитного движения, бывшие до того едиными диссиденты раскололись. Дошло до того, что Сергей Ковалев и Лариса Богораз покинули Московскую Хельсинкскую группу. Очень трудно получать (пусть только моральную) поддержку от властей и беспощадно их критиковать. Нужна ли нам такая помощь?

-Отчасти это правда. Но поддержка-это не только банковский счет или конвертик с деньгами. Это возможность нормально работать, без всяких привилегий, но и без заявлений типа: "Вам не о чем беседовать с губернатором!"

Нам звонят читатели, предлагают поддержку, возмущаются: "да как они смеют вас травить!" Приходится объяснять, что прессу в Петербурге никто не травит. Ее игнорируют. И постепенно куют маленькое, но неприятное противостояние: если раньше газеты делили на белые и красные, то теперь-на белые и желтые, а точнее, на платные и бесплатные. Ведь если есть газета "Утро Петербурга", которую вам бесплатно сунут в метро по дороге на работу,-зачем платить деньги за что-либо другое? Правда, об уровне публицистики здесь речь уже не идет. Наверное, таким же желтеньким станет и наш старый бедный "ЧП". Достаточно почитать только заголовки их первого номера, чтобы представить, что это будет за ежедневная газета.

Впрочем, это уже не наше дело. Наше дело-не обманывать своего читателя и не дать другим сбивать его с толку. Обещали: "Час пик" был, есть и будет петербургским.

-К скандалам вокруг газет и ТВ мы потихоньку начинаем привыкать. Несколько лет назад из "Комсомолки" массовый исход, то "Известия" разделились, то еще кто-то от кого-то отпочковывается...

-Мне кажется, что "синдром Москвы" понемногу докатывается и до нашего города. Конечно, с "ЧП" ситуация сложилась уникальная: в издание назначен руководитель, с которым никто из коллектива не захотел работать. И новому хозяину приходится где-то на стороне делать новую газету со старым названием. У наших журналистов спрашивали: почему вы отказались? Может быть, то, что вам предложил бы этот человек, было и лучше, и денежнее. На что они ответили: существует много изданий, где можно подработать, но то, что они пишут в "ЧП", не смогут писать больше нигде. Их поразило, как новый хозяин говорил о журналистах,-как о вещах, которые можно продать и купить. Может быть, опыт нашей газеты окажется полезным, и владельцы начнут думать, что и зачем они покупают.

Пожалуй, мы доказали: журналисты не так беспомощны и слабы, как это может показаться.

Беседовала Маргарита ЛЕОНИДОВА

Чаплина Наталия Сергеевна, родилась в Ленинграде закончила факультет журналистики Ленинградского университета. Работает в петербургской прессе с 1978 года. Начала карьеру корреспондентом газеты "Смена", затем - главный редактор "Ленинских искр". В 1990 году вместе с группой журналистов организовала еженедельник "Час пик".

Наталия Чаплина - автор нескольких книг. Лауреат городских и российских журналистских премий. Замужем, имеет двоих детей.

Первый номер газеты "Час пик" вышел 26 февраля 1990 года. Это было одно из первых в стране изданий, независимых от партий и советских органов.

В 1991 году "Час пик" стал лауреатом премии Союза журналистов СССР за развитие демократической журналистики и защиту гласности.

Публикации газеты отличались остротой и последовательностью в защите демократии, рыночной экономики и борьбе за права человека.

С 31 декабря 1997 года газета выходит под названием "Петербургский час пик". В ней работают известные журналисты: Елизавета Богословская, Лев Корсунский, Дмитрий Циликин, Даниил Коцюбинский, Евгений Зубарев, Елена Кром, Николай Воронцов, Татьяна Чесанова.


назад