Газеты и журналы > Москва > Ситуация на газетном рынке Москвы:

В ожидании бума

В знаменитой “Республике ШКИД” есть главка “60 на 60” про то, как охватила школу им. Достоевского медиа-эпидемия и каждый “шкидовец” стал выпускать свое издание. Москва становится типичной “ШКИДой” не столько по количеству бездомных, сколько как раз по валу периодики на душу населения.

По числу газет, которые считают себя “общенациональными” (то есть распространяются по всей стране), столица нашей родины давно обскакала весь мир, включая столицу Штатов с ее “Washington Post” и “Washington Times”. Однако Москва, которая счет национальным изданиям ведет на десятки, достигнутым ограничиться вовсе не хочет. В сентябре грянет новый медиа-бум, и мы получим еще пять солидных, скорее всего - ежедневных газет. Это “Дело”, “Россия”, “Русский телеграф”, “Национальный курьер” и “Национальная газета” (“Почему не “Многонациональная”?” - пошутил при регистрации издания председатель Комитета по печати Иван Лаптев). Не исключен выход в свет и газеты “Парламентской”, но, в отличие от других новорожденных, которые приданым заручиться сумели, требуемых от правительства 24 миллиардов в год эта газета пока не получила.

ЛЮДИ

Если крепких творческих кадров не хватает изданиям уже сложившимся, так откуда возьмутся они для новых? Как правило - из “матрешки”, которую являет собой вся московская пресса. Отпочковавшиеся кадры “Московских новостей” породили “Независимую газету”, а от той, в свою очередь, откололся будущий костяк “Сегодня”. “Новая газета” вылупилась два года назад из “Комсомольской правды”. Нынче тенденция сохраняется в том смысле, что группы, ушедшие из своих изданий, предпочитают не проситься на чужое, а делать собственное, новое. Плоды недавнего конфликта в “Сегодня”, который можно мягко сформулировать как “нежелание ряда журналистов принимать новую газетную политику”, есть “Дело” под руководством Михаила Леонтьева и “Национальный курьер”, где главным редактором Андрей Григорьев. К Леонтьеву отошли коренные кадры “Сегодня” - Дмитрий Волков, Ольга Романова, Татьяна Малкина (культурой заведовать станет поэт Тимур Кибиров). С Григорьевым остался, как он сам говорит, “второй эшелон газеты - люди, которые фактически делали “Сегодня” последние год-два”: Эльмар Муртазаев, Глеб Черкасов, Максим Кошулинский...

“Русский телеграф” получил кадры в наследство от “Коммерсанта-Дейли”. Редактором в нем станет Леонид Злотин, ведущими сотрудниками - Александр Тимофеевский, Максим Соколов. Валентин Логунов расстался с “Российской газетой” давно, команду оттуда не уводил, поэтому в новое издание под своим началом - “Национальную газету” - зовет журналистов, которые пока что сидят на прежних рабочих местах в “Российской газете”, “Литературке”, “Правде”.

И, наконец, в газету “Россия”, которую спустя несколько лет возрождает ее первый и единственный редактор Александр Дроздов, скорее всего, потянутся бывшие сотрудники этой газеты. Даже когда издание Верховного Совета РФ вышло из-под парламентской опеки и, соответственно, финансирования, журналисты “России”, сидя без зарплаты полгода, все равно оставались в газете. Сейчас, когда деньги для издания найдены, народ вернется туда тем более.

НИША

Новые газеты начинают люди по-настоящему талантливые - хотя бы уже тем, что они ухитрились найти на вспаханных-перепаханных пространствах рынка масс-медиа некие “белые пятна”. Две газеты - “Дело” и “Русский телеграф” - собираются занять нишу, из которой, по общей оценке, пожелтев ушел в массы “Коммерсант-Дейли”. А значит, освободилось место серьезного, аналитического, респектабельного делового издания. Другое дело, что даже если рынок деловых ежедневных изданий и вправду “абсолютно свободен”, то две новые, почти одинаковые по идее газеты немедленно вступят в жестокую конкуренцию между собой! Новые редакторы на сей счет спокойны. “Когда в заезде участвуют две лошади - это ведь скорей привлечет публику, чем бег одной! Такая ситуация предпочтительна для рынка, это способ рекламной раскрутки. Со временем выявятся и различия в наших концепциях - возможно, коллеги будут воспроизводить традицию прежнего “Коммерсанта” (Михаил Леон-тьев, “Дело”). “Мы все же по-разному понимаем, что такое деловая газета, в том числе - степень ее участия в политической жизни общества. На мой взгляд, эта степень должна быть минимальной: ангажированное издание вообще деловым быть не может! Впрочем, свои отличия от других каждому читателю не объяснишь - на то и существуют промоутерские приемы” (Леонид Злотин, “Русский телеграф”).

Андрей Григорьев нишу для “Национального курьера” видит в газете для “новых средних”, для той аудитории, что составляли читатели “толстых” журналов. Сейчас, по мнению Григорьева, у них нет качественного печатного органа, с которым можно сверить свое мироощущение. В его газете будет бизнес-вкладка, но всем читателям “навязывать бизнес” не станут (“Мы понимаем, что им интересуются только 15 - 20 процентов”.) В остальном издание можно условно поделить на три тетрадки: хроника дня, глубокий анализ событий и то, что во многих газетах называется “общество”. Хотя Григорьев не собирается превращать “Курьер” в издание сугубо деловое, “Дело” и “Русский телеграф” в потенциальных конкурентах он все же видит: “Общаясь, успокаиваем друг друга, мол, мы не соперники! Но ведь читательская аудитория достаточно узка, и потом, у коллег все равно не получится делать газеты чисто деловые”. Редактор будущей “Национальной газеты” Валентин Логунов уверен, что на печатном рынке свободна ниша газеты “просвещенного патриотизма”. Газетами патриотов считают себя “Завтра”, “Советская Россия”, “но там много визга, много злости. А мы будем защищать государственную национальную буржуазию, отечественный капитал, тепло говорить о русской истории, с болью - о людях, оказавшихся на социальном дне, чтобы привлечь не только разум читателей, но и сердце”. Если не о сантиментах, а о рынке то Логунов делает ставку на “раскрутку” издания в регионах, считая, что многие национальные газеты, зациклившись на проблемах московской тусовки, “регионы подрастеряли”. Он надеется повторить тиражный рывок “Российской газеты” начала девяностых, когда она резко обошла другие госбюджетные издания - “Российские вести” и “Россию”. Любопытно, что сегодня “Россия” возрождается (между прочим - уже не в еженедельном, а ежедневном качестве) тоже со ставкой на регионы, но, по оценке редактора “Национальной газеты”, “у них проект с вектором на интеллигенцию, а у нас - “рабоче-крестьянский”.

ИНВЕСТОР

Раньше было так: журналисты сначала уходили из своего издания, а потом искали денег на новое. Сейчас, говорят, все несколько по-другому. Серьезный банки имеют в газетах “своих людей”, которые аккуратно сообщают о внутриредакционных дискуссиях, в частности - по поводу концепции издания. Если банк устраивают и взгляды, и способности “недовольных” - он таким людям предлагает создать проект другой газеты. А потом, естественно, проект профинансировать. Вообще, это - феноменальное отечественное явление, когда издавать газеты берутся преимущественно банки. Впрочем; неотечественным оно быть и не может: за рубежом, где нет никаких преград для владения газетой, например, нефтяной или газовой компанией, банки права на медиа собственность лишены. Дело банка - кредит. У нас - даже на примере новых газет - что получается? “Дело” - это главным образом МЕНАТЕП, “Национальный курьер” - “Империал”, “Русский телеграф” - ОНЭКСИМбанк, “Россия” - “МОСБИЗНЕСбанк”, “Национальная газета” - некое ЗАО “Издательский дом “Правда”, за которым опять-таки стоит банк, только главный редактор точно не знает - какой именно. Вроде банки пока не ограничивают журналистов в свободе творчества. Для ОНЭКСИМбанка, как там говорят, такая независимость пишущих нередко оборачивается головной болью. Например, когда журнал “Эксперт” (его тоже финансирует ОНЭКСИМ) поклевывает Лужкова, следует упрек: мол, это банк “наезжает” на Лужкова! Сейчас, вкладываясь в газету “Русский телеграф”, банк уверяет, что никаких тактических выгод от нового издания не ждет. Как выразился Модест Колеров, пресс-секретарь ОНЭКСИМа, “хотим создать среду качественной экономической журналистики, когда любое событие в мире бизнеса найдет адекватную оценку”.

Ни один банк никогда не признается, что обзавелся изданием, например, для политического влияния. Максимум откровенности - мол, надо продвигать по каналам масс-медиа свои коммерческие интересы. “У нас огромное количество клиентов, мы дорожим тем, как выглядим в мире, а СМИ - это единственный реальный посредник между нами и клиентом”,- говорит Эдуард Краснянский, председатель правления информагентства банковской группы СБС-АГРО. На счету банка (в самом буквальном смысле) - Национальная служба новостей, которая по сетям Интернета способна широко распространить важную для банка информацию, “Престиж-радио”, где банк размещает свою рекламу, журнал “Столица”, в котором для банка главное - вкладыш о его, СБС-АГРО, деятельности.

И уж совсем редко, - кажется, только в случае с информационной империей “Мост-банка” - причиной владения СМИ могут назвать зарабатывание денег - бизнес.

Вообще не исключено, что приобретение новых московских изданий есть пролог к созданию газетных цепей по всей стране, когда в столице открывают головной офис, который обеспечивает освещение международной, национальной политики и централизованно собирает рекламу для изданий “на местах”. А уж эти издания - за страшно дешево! - скупают в регионах. Очень похоже, одним из первых владельцев такой цепи станет СБС-АГРО, который - пока только в силу своей “агропромышленной” специфики - присматривается к периферийным газетам.

* * *

Просила редакторов новых изданий назвать главное препятствие к тому, чтобы вместо двух, например, газет, объединившись, выпускать одну, особенно когда концепции похожи. Препоной оказались не столько творческие амбиции, сколько невозможность “совместить” инвесторов. Ну, грубо говоря, есть линия “Газпром” и линия “не Газпром”, которые пересечься никак не могут. К тому же, если банк, открывая издание, сознательно идет на убытки, значит, у него есть некие цели, для осуществления которых партнер не нужен. Банку проще взять все издержки на себя, чем согласовывать свои интересы с другим инвестором. Так что никакие соображения рассудка (перенасыщенность) или расчета (неокупаемость) не способны остановить дальнейшего дробления рынка национальных изданий. Воистину, в нашей стране создать общую газету способен только путч.

Елена РЫКОВЦЕВА


назад