Газеты и журналы > Москва > Ситуация на газетном рынке Москвы:

Тайны директивы

Пресс-служба Министерства обороны РФ монополизирует информацию из воинских частей.

Отложив в прошлом году под давлением СМИ идею акционирования “Красной звезды”, отцы военной пропаганды из пресс-службы МО далеко не успокоились и продолжают изобретать...

ОПЯТЬ “ДВАДЦАТЬ ПЯТЬ”

По кабинетам главной военной газеты смерчем прокатилась комиссия пресс-службы Минобороны в составе 17 старших офицеров. Полковники не проверяли корректоров, к примеру, на предмет правильности написания “жи-ши” или, журналистов по поводу освещения хода военной реформы. Нет, исследовали мобилизационную готовность персонала на случай будущей войны, при этом на полную катушку использовалась тактическая внезапность. Очевидцы описывают процесс: офицер в звании полковника появился в приемной главного редактора “Красной звезды”, произнес: “Двадцать пять!” — засек время и стал ждать реакции секретарши (дамы глубоко штатской). Впоследствии оказалось, что его фраза — глубоко засекреченный сигнал, по которому необходимо то ли срочно противогаз надеть, то ли построиться на дистанцию одного линейного. Секретарша к войне оказалась неготовой — попросила его прикрыть за собой дверь, и ее мобилизационная готовность была признана неудовлетворительной (“Вы даже команду “25” выполнить не можете!” — поразился проверяющий).

Между прочим, в прошлом году аналогичная проверка застигла врасплох коллектив журнала “Воин”, только прошлогодние полковники дали себе труд оценить литературную сторону дела: искусствоведы в погонах признали ошибкой публикацию “пошлых, лишенных литературного вкуса” рассказов писателя Виктора Конецкого. Впоследствии выяснилось, что кругам, близким к пресс-службе МО, попросту приглянулся особнячок, в котором помещался журнал (“МН” № 29 за 1997 г., “Прощай, “Воин”!”)...

Накопав множество таких безобразий, нынешняя комиссия убыла в расположение МО, оставив после себя в подарок главному редактору “Красной звезды” Владимиру Чупахину строгий выговор и неполное служебное соответствие (эта кара — предпоследнее по мощности воинское наказание перед расстрелом) — за разглашение якобы секретной директивы.

21-Й СЕКРЕТ КРАСНОЙ АРМИИ

Корреспонденту “МН” понятен гнев пресс-службы МО по поводу разглашения директивы — есть чего стыдиться. Подписанный начальником Генштаба генералом армии Анатолием Квашниным документ № Д-21 “Об упорядочении работы с представителями российских и иностранных средств массовой информации” ставит в абсолютно равные условия журналистов центральных московских изданий, иностранных журналистов и российских военных газетчиков. Согласно новым правилам, теперь попасть в расположение части может любой писатель (а хоть и военный, в звании полковника, со всеми секретными допусками). Но только с разрешения пресс-службы МО. Все действия расписаны четко, как и положено в армии: за неделю до поездки в часть журналист в письменном виде на бланке редакции докладывает о себе, о своем издании и его учредителях, о тираже, излагает вопросы. За пять дней до посещения части пресс-служба МО шлет телеграмму на имя главнокомандующего вида вооруженных сил или командующего округа. Не позднее чем за 3 дня до “мероприятия” извещается командир части. Пресс-центр рода войск разрабатывает “сценарный план работы журналистов в воинской части” и быстренько его согласовывает с пресс-центром МО. Копия этой штуки направляется командиру части, а первый экземпляр хранится в делопроизводстве. Всего-то и делов. Главное, никакой волокиты. А если в посещении части отказано, представителю редакции в трехдневный срок вручается письменное уведомление — кто и почему не разрешает. На практике это выглядит так. Допустим, хабаровский корреспондент московской газеты, чтобы попасть в воинскую часть (а правила регламентируют посещения любых военных учреждений, включая военкоматы), шлет бумагу в Москву, а Москва — в Хабаровск, в округ, а округ обратно в Москву... Допустим, произошел взрыв склада боеприпасов, и в течение всего семи дней пресс-служба разрешает (или не разрешает)... Допустим, корреспондент получил сведения о том, что командир части силами солдатиков строит себе домишко, оповещает пресс-службу о том, какие вопросы собирается задать командиру и солдатам, округ разрабатывает “сценарный план” и за трое суток извещает командира части-Журналисты из “Красной звезды”, прочитав директиву, ахнули. Как люди военные, они все ходят под угрозой сокращения. Тем не менее офицеры нажаловались первому заместителю начальника Генштаба генерал-полковнику Валерию Манилову, который посетил редакцию по просьбе редколлегии. Манилов обещал организовать визит министра обороны в редакцию. Однако автор инструкции по допуску-недопуску, начальник пресс-службы МО и пресс-секретарь министра генерал-майор Анатолий Шаталов вместо своего шефа напустил проверку.

ПОЛКОВНИКАМ НИКТО НЕ ПИШЕТ?

Никто не верит, будто скандальную инструкцию генерал Шаталов написал от скуки или от обиды на журналистов, которые слишком редко обращаются в пресс-службу. Специалисты, с которыми довелось общаться корреспонденту “МН”, также напрочь отрицают, что издание директивы №21 вызвано стремлением сохранить штат пресс-службы МО в преддверии сокращений. Хотя работа по оформлению заявок, конечно, предстоит гигантская, и людей потребуется немало.

И вряд ли генералы стремятся предохранить армию от очернителей: ну какие же очернители из журналистов “Красной звезды”?..

Военные журналисты выдвигают собственную версию. В прошлом году провалилась попытка генерала Шаталова акционировать “Красную звезду” и ВоенТВ под предлогом сокращения расходов (“МН” № 36, “Я бы “Звезду” эту сыну отдал...”). Затем провалилась попытка подсунуть на подпись министру документ, согласно которому за посещение воинских частей журналисты будут платить. Авторы последней затеи, не смущаясь, готовы были зарабатывать на бедственном положении войск. Может, и было маленько стыдно, но в случае успеха коммерческая структура становилась абсолютным монополистом на рынке военной информации (при этом в руках государства оставался бы 51 процент акций военной прессы, а остальные могли быть скуплены и преступными группировками и политическими партиями, и иностранными спецслужбами). Тогда не вышло. Теперь, похоже, удалось получить исключительные права на распространение военной информации, разрешенной к печати.

Сейчас при пресс-службе МО организован единый информационный центр. Вот его акционирование, говорят военные журналисты, ни у кого не вызовет протестов. Остается создать искусственный дефицит информации, а правом распределять ее наделить акционированный центр. Тут-то, очень вовремя, и появилась директива №21... В результате будут отсеяны очернители армии, из заработанных центром денег офицерам выплатят пайковые и построят жилье, юноши повалят валом на призывные пункты, враг будет разбит и победа будет за ними.

Дмитрий ПУШКАРЬ


назад