Газеты и журналы > Москва > Ситуация на газетном рынке Москвы:

Водку и прессу уравняли в правах

В Москве прошла Всероссийская конференция распространителей прессы. Они хотят так построить свою работу, чтобы количество газет и журналов “на душу населения” увеличилось. Сейчас на 1000 человек приходится 207 подписных изданий и 20 - 30 розничных. Несколько лет назад эта цифра была в десять раз большей. “Московские новости” предоставляют слово председателю Союза распространителей прессы Ольге НИКУЛИНОЙ.

Прошедший год обозначил все проблемы нашей отрасли, это в первую очередь несовершенство каналов доставки: почта, железная дорога и автотранспорт. Распространение прессы - дело малобюджетное, малоприбыльное, но может стать другим.

РАЗВАЛ СИСТЕМЫ

Что такое бывшая система Роспечати - Союзпечать? До 1992 года это система юридически независимых лиц, которая была связана определенными договорами по центристскому принципу. Это значит - был центр. Центру подчинены области, связанные с ним договорами.

В 1992 году система распространения получила название Роспечать и перестала существовать в прежнем виде. В 1993 году последовал Указ о приватизации всей системы Роспечати. Она была выведена из подчинения Министерству связи, но так и не вошла в ведение Госкомпечати. У Роспечати отобрали самое ценное, что у нее могло быть в коммерческих условиях, - это подписка, это “деньги вперед”. Ведь подписку по организациям проводили предприятия Роспечати и никогда почта. Оборвав связи Роспечати с организациями, почта их до сих пор наладить не может. Одно из последствий этого - то самое обвальное падение тиражей. Да, безусловно, сыграл свою роль колоссальный скачок цен на периодику. Но главное, исчезла та организация, которая десятилетиями работала с конкретным предприятием. Человек не привык сам ходить на почту. Я, например” до сих пор забываю подписываться и всякий раз теряю месяц-два подписной кампании.

Как только началось новое время, Роспечать была жестко переподчинена торговле. Получилось - торговля водкой и торговля газетой - это одно общее важное дело, даже, наверное, водка важнее, потому что дает больше денег. Предприятия Роспечати не просто уравняли в правах с “зельем” - их дискриминировали, потому что они не могли давать такую прибыль, как водка.

ПИОНЕРЫ КОММЕРЦИИ

1997 год стал этапным. Начнем с того, что все общественные организации издательского рынка, рынка распространения смогли договориться и выступить воедино. Они осознали, что нужно создавать новую эффективную систему распространения печатной продукции, и чтоб эта система работала, нужны определенные условия, те же скидки. Без скидок оптовое звено системы распространения работать не может. Наш союз пытается довести до каждого распространителя идею: дальше поодиночке нельзя. Опять нужен центр, но центр в другом смысле, не в распределительном, коммерческом, как это было, а в “моральном”, общественном. Региональным распространителям необходимо, чтобы их интересы кто-то защищал в центре.

Единственные, кто серьезно занимается сейчас распространением в регионах, - это “Сегодня-пресс”. У них крупные издания, они защищают свою прессу. Я думаю, что их опыт весьма важен. Ни одна из крупных издательских структур не создала своей сети. Это сделали коммерческие предприятия, с издательской работой никак не связанные: “Центрпечать”, “Метрополитен”, “Желдорпресс”. “Метропресс”, “Центр прессы”. Они хорошо работают с сетью своих киосков, и к ним никаких жалоб со стороны издателей. Зато огромное число жалоб - к традиционной московской системе распространения.

АРИФМЕТИКА РОЗНИЦЫ

Сегодня распространители работают на надбавках. А надбавки в регионах - около 100 процентов относительно издательской цены. При желании можно определить, сколько у нас розницы. Кстати, официальной статистики по этому поводу не ведется. Раньше считалось, что розница от всего тиража составляет 10 процентов, а сейчас эта цифра несколько больше. Я бы ее оценивала в 17 процентов (в Москве - до 40). Не надо забывать - у нас реально, по подписке распространяется 6,5 тысячи изданий (зарегистрировано больше 20 тысяч). Из них 80 процентов составляют издания, тираж которых меньше 10 тысяч. 20 процентов остальных изданий имеют тираж в среднем от 50 до 100 тысяч. И только у десятка из них подписные тиражи приближены к полумиллиону. Посчитаем их суммарный тираж. Из него возьмем только 17 процентов, которые распространяются в розницу. Умножим на число изданий и получим ту самую искомую цифру розницы.

Однако надо учитывать, что круг изданий, которые распространяются в розницу, строго ограничен: таких около 300. Специализированные издания распространители не берут.

СМЫСЛ СОЮЗА

Мы договорились, что наш союз создан в целях информационной поддержки существующих и развивающихся систем распространения. Оказалось, что это самое главное - информационная поддержка! Она в наших специальных изданиях -“Читающей России”, “Витрине прессы” и в наших мероприятиях - конференциях, выставках. Мы собираемся содействовать созданию системы автоперевозок - ведь никто не понял, что ее очень легко создать, всего-навсего поделившись информацией! Можно наладить такую систему, по крайней мере, до Урала. Автотранспортные предприятия всех крупных распространителей должны договориться о маршрутах и сообщить информацию издателям. Сейчас издатели возят свою продукцию, иногда весьма “малоколичественную”, куда-нибудь в Тверь или Тулу десятью машинами, заполненными на одну треть или даже на одну десятую. При этом другие издатели отправляют свою пачку в ту же Тулу, но уже почтой. И платят за это большие деньги. В конечном счете расплачиваются за неспособность договориться читатели.

Елена РЫКОВЦЕВА


назад