Газеты и журналы > Москва > Литературная газета:

Из рук в руки

Некоторое время назад “Литературная газета” вдруг снова обрела популярность, увы, не за счет качества самого издания. В прессе заговорили о трагическом положении “ЛГ”, виновниками которого назывались главный редактор газеты и компания “Роспром-Юкос”, фактический владелец издания.

Еcли “отжать” эмоции из публикаций об умирающей “Литературке”, то в “сухом остатке” у всех примерно одна и та же версия. Год назад главный редактор “ЛГ” Аркадий Удальцов нашел изданию покупателя — компанию “Роспром-Юкос”. “Роспрому” достались 70 процентов акций ЗАО “Литературная газета”, а коллективу — 30 процентов. Но в глаза своих акций коллектив не увидел, а материальное положение “Литературки” не улучшилось.

На самом деле “Роспром” давал кредиты изданию—и кредиты не маленькие, — но деньги не ушли на развитие, деньги просто “проели”. Итог: “Роспром” выбросил белый флаг — он больше не верил, что вливания в “Литературку” могут как-то себя оправдывать. Компания, выбирая между несколькими покупателями, остановилась на Издательском доме “Метрополис”, за спиной которого зримо просматривается московская мэрия.

В “Литературной газете” по этому поводу состоялось собрание профсоюза. Идею “перепродажи” поддержали практически единогласно. Скорее всего свою роль сыграло тут имя Льва Гущина - он стоит во главе “Метрополиса”. На вопрос о возможных кадровых перестановках в “Литературной газете” Гущин ответил мне крайне дипломатично: “Разумеется, в полной власти собственника — оценка деятельности главного редактора и творческой состоятельности коллектива”. Впрочем, “Метрополису” и “Роспрому” еще предстоит договариваться о цене покупки. Реально “Литературная газета” владеет товарным знаком, “интеллектуальной собственностью” и редакционным имуществом (кстати, новому хозяину достанется еще и задолженность с множеством нулей). Здание, где располагается редакция, ей не принадлежит — помещения она арендует у правительства Москвы.

Лев Гущин говорит, что судить о выгодности или невыгодности приобретения можно будет не раньше, чем через два года. Сейчас у Издательского дома “Метрополис” есть газета “Россия” и группа изданий “Метро”: два еженедельника и одна ежедневная газета. Группа “Метро” по своей финансовой идее — это что-то вроде “Экстра М”: бесплатные издания, которые существуют за счет рекламы. Так что “Метролояис” будет жить по законам любого медиа-холдинга, в котором есть издания, несущие прибыль (вроде “Метро”), и другие (как “Литературка”), несущие свет. Первые “кормят”, вторые — те, кого кормят.

...Известный журналист известной газеты, комментируя ситуацию с “ЛГ”, пишет: “Литературка” ищет новых хозяев, готовых превратить общенациональную газету в очередной отстойник для “слива” компромата? Или нашла уже?” Журналист присоединяет свой голос к мнению одиннадцати авторитетных писателей: “Литературная газета” не может и не должна быть чьей-то собственностью. Она является культурным достоянием всей страны”. Любопытно, что издание, в котором работает журналист, тоже принадлежит к разряду “общенациональных”, и в свое время лучшие умы России, пытаясь спасти это издание от “частника”, тоже призывали объявить его “культурным достоянием нации”. Однако “спасти” не удалось: издание продано и выполняет пожелания своих владельцев. Не способен пока российский бюджет выкупать достояния нашей культуры. Так что в ситуации перехода национальных изданий из одних рук в другие вся надежда на чистоту этих новых рук.

Елена РЫКОВЦЕВА


назад